Встреча на Эльбе

В эти дни в России отмечалась памятная дата военной истории России встреча на Эльбе. 25 апреля 1945 года 28-й гвардейский кавалерийский полк под командованием подполковника Мовлид Алероевича Висаитова встретился на реке Эльба с американскими союзниками во главе с  генералом Боллингом. 
   Мовлид Висаитов профессиональный военный. За годы войны он прошёл боевой путь от Терека до Эльбы, командовал 255-м отдельным Чечено-Ингушским кавалерийским полком и 28-м гвардейским полком. Мовлид стал первым советским офицером, который пожал руку командиру передовых частей во время исторической встречи на Эльбе.
Родился Мовлид Висаитов 13 мая 1913 года в селе Нижний Наур ныне Надтеречного района Чеченской Республики в семье крестьянина. Вступил в Красную Армию в 1932 году. Именно в этом году, после окончания школы, он был направлен на учёбу в Краснодарскую трёхгодичную кавалерийскую школу. По окончании школы молодого лейтенанта направляют служить командиром взвода в 34-й кавалерийский полк 9-й кавказской дивизии, дислоцировавшейся на Украине. В 1935 г. окончил Орджоникидзевскую пехотную школу. В 1940 г. М. Висаитов в звании старшего лейтенанта уже командует эскадроном. В этом же году, получив звание капитана, направлен на курсы усовершенствования командного состава в г. Москву.
На фронтах Великой Отечественной войны капитан Висаитов с июня 1941 года. В должности командира кавалерийского полка он в первые месяцы войны, как ни странно, не отступал, а наступал. В первые же дни войны Висаитов был ранен, но остался в строю, причём отличился в первых же боях. Так, в бою под Кирданами (Западная Украина) 18-22 июля 1941 года его эскадрон получил задачу на наступление. Несмотря на губительный огонь, командир эскадрона Висаитов лично поднял эскадрон в атаку, сбил боевое охранение и вклинился в оборону противника. В последующие дни эскадрон трижды отражал атаки немцев. Лихими наскоками, под огнём автоматов и танков сшибал дозоры, громил передовые части противника на походе. За это уже в июле 1941 года был представлен к Ордену Красного Знамени. В те дни и в той обстановке столь высокая награда была не просто редкостью — это случай уникальный.
Чуть позже Висаитов получил в подарок коня. Лучшего коня, которого тогда можно было найти в России. Его на свои средства приобрёл Михаил Шолохов и отправил на фронт с напутствием — подарить лучшему кавалеристу Советской Армии. Им и оказался чеченец М. Висаитов. Один из эпизодов фронтовой жизни чеченского героя напрямую связан с этим конём. Случилось это недалеко от реки Дон. Войска отступали. Был пасмурный вечер и трудно было отличить в тумане свои позиции от вражеских. Висаитов решил лично проверить левый фланг.  Он помчался на коне в сопровождении только своего ординарца навстречу колонне пехоты и, уже совсем приблизившись, понял, что это немцы. Пришпорил коня, врезался в колонну, разя врагов шашкой, порубил себе путь, и когда по нему начали строчить автоматы, был уже вне досягаемости. Однако пуля достала его, пришлось на скаку сделать перевязку, а потом уж думать о возвращении на свои позиции. В темноте было трудно сориентироваться. И тут Висаитов вспомнил, что родная станица писателя Шолохова должна быть где-то рядом, а лошади умеют самостоятельно находить дорогу домой. Так как он слишком ослабел от потери крови, Мовлид опустил поводья и доверился коню. Конь, действительно, к утру вывел Висаитова прямо на станицу Вёшенская, ещё не занятую немцами.
В 1942 г. его направляют в отдельную 114-ю Чечено-Ингушскую кавалерийскую дивизию, сформированную в Грозном. После её расформирования на её базе был создан добровольческий 255-й Чечено-Ингушский кавалерийский полк и отдельный дивизион. Начальником штаба этого полка был назначен именно Мовлид Висаитов. 
Позже грянула депортация февраля 1944 года. На тот период армейским чинам была дана команда потихонькуу «изъять» из боевых частей всех офицеров-чеченцев и привезти в Москву. Здесь, в Москве, им сообщили, что они вместе со своим народом подлежат депортации в Казахстан и Киргизию. Рассказывают, что, узнав эту страшную новость, сто боевых офицеров-орденоносцев ранним утром пришли на заснеженную Красную площадь и встали строем в надежде, что кто-то из высшего руководства заинтересуется этим необычным «парадом» и выслушает их. Они простояли весь день, были окружены ротой НКВД и, уже под стражей, наткнулись на выходившего из Кремля маршала К. Рокоссовского. Благодаря его вмешательству этих чеченцев вернули в части с сохранением всех наград и званий. Позже Висаитов участвовал в боях за освобождение Крыма, Украины, принимал участие во взятии Кенигсберга, походе на Восточную Пруссию и в выходе к Эльбе.
Именно в эти дни на Эльбе и произошла почти сказочная история, которая вошла в летопись второй мировой войны. Чеченец-подполковник Висаитов стал первым советским офицером, который пожал руку командиру передовых американских частей, генералу Боллингу. В честь исторической встречи подполковник Мовлид Висаитов подарил генералу Боллингу самое дорогое, что у него было — своего боевого коня. Генерал отдал «джип». В те же дни президент США Трумэн подписал представление к ордену «Легион чести»  подполковника Висаитова. Следует отметить, что этот орден-награда чрезвычайно редкая и почётная. Достаточно отметить, что в США, если в комнату заходит кавалер этого ордена, присутствующие, включая даже президента страны, обязаны встать. На счету полка М.Висаитова было много славных подвигов. Только за два месяца боев весной 1945 г. полк Висаитова уничтожил, вывел из строя и пленил более 2500 солдат и офицеров. Подбил и уничтожил 7 танков, 6 БТРов. За этот период полк Висаитова успел пройти с боями  более 170 км разгромить до двух полков противника, овладеть 50 населёнными пунктами и уничтожить много живой силы и техники противника. Кроме того, полк Висаитова только за эти дни освободил из концлагерей до 3000 советских граждан и более 500 военнопленных.                                
За эти подвиги полк был удостоен высокой награды — ордена Красного Знамени, а сам Висаитов награждён орденом Ленина. За годы войны Висаитов награждён также орденами Красного Знамени, Суворова 3 степени, Красной Звезды, медалями « За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией». Среди наград Висаитова не только ордена и медали СССР, но и награды Польши, Венгрии, Чехославакии. В 1945 г. он был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако звания по вполне понятным причинам так и не удостоился. После февраля 1944 года чеченцев награждали только на словах — их наградные документы клались под сукно и никогда не доставались. Более того, Мовлид был человеком горячим и бескомпромиссным. За это его однажды чуть не расстреляли… 
Так, некто генерал Осликовский, празднуя какой-то успех, попросил позвать отличившегося солдата. Привели Мовлида… Узнав о том, что Висаитов чеченец-генерал сорвал с него погон и обозвал его соплеменников врагами народа. Мовлид на эти оскорбления ответил генерали сильнейшим ударом в лицо. Его арестовали и приговорили к расстрелу… Спасти Мовлида удалось лишь благодаря командиру Павлу Брикелю и его жене, которые на коленях умоляли Осликовского простить Висаитова. Генерал простил Мовлида…Более того, признал, что и сам был не прав. После этого случая они долгое время поддерживали уважительные отношения. В 1945-1946 годах подполковник Висаитов в стенах Военной академии имени М.В.Фрунзе подкрепил военными знаниями свой богатейший боевой опыт. Тем не менее, в 1946 году его, представителя депортированного народа, отправляют в запас. Сохранилась копия рапорта Гвардии подполковника М.Висаитова на имя Иосифа Виссарионовича Сталина, датированного 26-м сентября 1946 года. Увольняемый в запас герой только что прошедший войны, не виляя и не раболепствуя перед «вождём народов», открытым текстом пишет: «Я не отношусь к категории офицеров, которые подлежат демобилизации по старости, по инвалидности или по каким-либо другим причинам, поэтому ещё с большей силой переживаю своё положение. Как мне кажется, единственной причиной такого подхода ко мне со стороны отдельных кадровых работников  является то, что Я — ЧЕЧЕНЕЦ. Других причин нет. Я знаю, что нашей идеологии чужды биологические принципы, принципы расовой ненависти, которые являлись принципами идеологии гитлеровцев. В дни тяжёлых испытаний на передовых позициях фронта меня вдохновляла на борьбу с врагом не на жизнь, а на смерть вера в наше правое дело, в нашу Победу. Именно эта вера и сделала меня непоколебимым при самых сложных ситуациях». 
В своём рапорте Висаитов пишет, что хотел бы восстановиться в рядах армии той великой страны, которую он защищал. Ответа он, естественно не получил. Понятное дело, иного и не следовало ожидать. Странно другое, как после такого неприкрытого обращения к вождю народов по существу с обвинениями в дискриминации он не был подвергнут репрессиям. По видимому, от гнева сталинской машины подавления Висаитова спас всё тот же орден «Легиона чести». Уж слишком скандальной выглядела бы, если бы она всплыла, история с героем войны, кавалером высшего воинского ордена США в сталинских застенках.
Герой войны, подполковник Висаитов после восстановления в 1957 году Чечено-Ингушетии работал заместителем министра внутренних дел республики. Затем на различных должностях народного хозяйства республики. Долгое время жил в Грозном, впоследствии —  в селе Кулары, где заведовал рыбхозом. Фронтовая судьба свела Висаитова с людьми многих национальностей. Некоторые стали его друзьями на всю жизнь. Среди них и украинская женщина Галя, выходившая его после тяжёлого ранения в боях под Таганрогом. Висаитов разыскал ее уже после окончания войны, и дружба двух семей — чеченской и украинской — продолжалась до самой его смерти.
История же с знаменитой по тем временам встречей на Эльбе позже была сфальсифицирована. В исторической науке вместо подполковника Висаитова долгое время фигурировал другой человек — с «правильной национальностью» и с «биографией без подтёков».
Справедливость же была восстановлена лишь после развала СССР и реабилитации репрессированных народов. Да и то произошло с подачи американских ветеранов второй мировой войны, которые прямо и заявили о подмене. Героем же СССР М.Висаитов стал лишь 5 мая 1990 года. К сожалению, случилось это знаменательное событие, когда Висаитова уже не было в живых. До дня восстановления исторической справедливости герой Эльбы не дожил всего несколько лет. Умер подполковник Мовлид Висаитов 23 мая 1986 года. Похоронен в станице Надтеречная.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля