Как известно, детская память цепкая. Смутно помню, как разбушевалась река Ярыксу, разделяющая наш город с поселком Зареченский. И почему-то не было моста. Редко кто отваживался перейти этот бурный поток воды, глины, деревьев и прочее.
Мы с мамой (Дала гечдойла цунна) привезли для продажи два ведра вишни. Конечно, мама не взяла бы меня с собой, но ее рука была в гипсе и я, худышка, как-никак была ей помощницей. Дальнейшие события того дня стерлись из памяти.
Ах, мама, мама… Сколько ведер, корзин, мешков перетаскала ты на своих хрупких женских плечах за свою жизнь!
Зато помню «висячий» мост, по которому мне лично было боязно идти. Укачивало. Но, слава Всевышнему, мир на месте не стоит – один за другим появились мосты, которые, скажем прямо, не все используются по назначению.
Их строили люди для нас, а нам все мало. Много лет назад мост к бывшему «Маслопрому» кто-то очень заботливый покрыл напольными досками. Это было приятно видеть, а переходить реку через него – одно удовольствие.
Что на сегодня? Он держится на честном слове. Все дело в том, что мы, люди, ненасытны и отнимаем территории у рек.
Разделив территорию реки на части, вывозится гравий на продажу, вследствие чего металлические сваи мостов, лишившись своей опоры, теряют устойчивость. Даже невооруженным взглядом видно, что он, мягко говоря, «нездоров».
Многие, наверное, помнят, как рухнули железобетонные плиты – мосты, подмяв под себя контейнеры, автомобили, чем нанесли их обладателям немалый урон. Но ничего! Мы – не слабаки и не сдаемся. На этих, не побоюсь этого слова, хрупких мостах стоят целые рынки, порождающие только грязь, мусор. Вывозить его – это не про нас. Куда легче сбросить все в реку – она стерпит.
Но до чего больно смотреть на бегущую по своему назначению воду, обремененную всякого вида мешками, пакетами, банками и прочим хламом!. Кажется, реки кричат нам, нелюдям: «Пожалейте нас, нам не под силу тащить этот груз и ваше равнодушие!».
Говорят, в старину было большим грехом, даже ненароком, плюнуть в воду – ведь для кого-то она служит для утоления жажды. Да и по исламу это запрещено. Почему же мы сегодня, укутанные в хиджабы, обросшие, простите, бородами, не соблюдаем элементарную чистоплотность и уважение, в конце концов, к рекам, несущим нам влагу, незаменимую в нашей жизни, и почему не ценим наши мосты, без которых не будет связи у города с селами?
Вполне может стать, что один за другим рухнут мосты, когда-то созданные для нашего удобства, и я очень сомневаюсь в том, что найдутся готовые их отстроить заново, ведь мы мостам надломили ноги – сваи, на которых они держались десятилетиями.
Руми СУЛТАХАНОВА