На днях наша страна отметит День защитника Отечества. Мы,чеченцы, вот уже 81 год не отмечаем эту дату. И не потому, что среди чеченцев нет защитников Отечества. У нас много воевавших в ВОВ, есть и герои СССР. По злому року или умышленно дату депортации чеченцев и ингушей тоже выбрали именно — 23 февраля. И это в то время, когда советские войска наступали по всему фронту, а славные сыны нашего народа воевали на фронте, показывая чудеса мужества и героизма.
Нет необходимости перечислять всех героев и орденоносцев, а также фамилии тех, кто был представлен к званию Героя СССР, но из-за отметки в паспорте «чеченец» — звания заменены на Ордена Славы, Красной звезды или Ордена Отечественной войны 1-й степени.
23 февраля 1944 года стало одним из самых трагичных дней в истории чеченцев и ингушей. Почти полмиллиона человек выгнали из своих домов и в вагонах для перевозки скота депортировали в Казахстан и Среднюю Азию.
В пути от голода и обморожения погибли полторы тысячи человек. Их тела выбрасывали из вагонов и оставляли в снегу. Единственное, что могли сделать родственники — это засыпать их снегом. Это было очень тяжело. Для мусульман оставить непохороненными тела своих близких — это самое тяжкое воспоминание на всю жизнь.
Почти половина из депортированных умерла уже на местах пребывания от голода, холода и болезней. Тринадцать долгих и мучительных лет, тоскуя по отчему дому, провели на чужбине чеченцы и ингуши.
Одним из защитников Отечества был и мой покойный отец Абдулла Яхъяевич Саипов, участник Финской и Великой Отечественной войны. Воевал на Ленинградском фронте. После тяжёлого ранения проходил лечение в госпитале блокадного Ленинграда, откуда зимой 1943 года вместе с другими ранеными был эвакуирован по льду Ладожского озера — «Дороге жизни», после чего был отправлен на Родину (на лечение).
Разумеется и мой отец разделил участь своих соплеменников. Отец с пристарелыми родителями и моей мамой попал в Казахскую ССР. Родители отца умерли в один день, в марте того же года, их похоронили в одной могиле.
Там, в Казахстане, в апреле 1944 года родилась моя старшая сестра Курсум, которая ходила в 4-й класс.
Однажды вечером возвратилась со школы домой, пожаловалась на головную боль, легла спать и больше не проснулась. Также там умерли мои четыре малолетних брата. Как говорили родители — не подошел климат.
В 1954- году родители переехали в Киргизскую ССР, Ошскую область, Куршабский район, село Ленино. Здесь климат был более теплым. В 1955 году родился мой старший брат, в 1957 году родился я, и в 1959 году — сестричка.
А в 1960 году мы возвратились в Дагестан. Домой, в своё родное село Бонайаул, отца с семьёй не пустили, как и тысячи других семей. Мы обосновались во вовь построенном селе Дауд-отар, которое в 1965 году было преобразовано в с.Нурадилово. Все эти годы отец писал письма Генеральному секретарю ЦК КПССС Л.Брежневу, Генпрокурору СССР Руденко, министру обороы СССР Гречко, в Обком КПСС Дагестана с просьбой вернуть ему его дом, за который он проливал кровь на фронтах. Всё безрезультатно.
Мой отец так и не смог вернуться в свой отцовский дом, где он родился, жил, откуда ушёл на фронт. Там жили и до сих пор живут переселенцы-лакцы из других горных районов. Отец так и покинул этот мир в 1990 году с единственной надеждой — вернуться в свой родной очаг.
Он был не один такой. Таких защитников Отечества, которые воевали за неё и за дом свой родной, было сотни. А их родное Отечество даже не впустило в свои дома и сёла.
Увы, сегодня уже не осталось в живых ни одного ветерана ВОВ из Ауховского района.
И самое обидное — не видно ни конца, ни края решения вопроса восстановления Ауховского района. Пока мы видим, как разбазариваются наши земли направо и налево.
А ведь кому-то за всё это придется отвечать…
Ильмади СОИПОВ