Воевал во имя Победы…

 

Семья Ибиевых была раскулачена еще в 1939 году и сослана в Джамбул. Отсюда добровольцем Висар Ибиев уходит на фронт, оставив дома, кроме родителей, жену и сына.
С первых же дней войны был в действующей армии в пехотных войсках. Но номера частей он не помнил, а награды и документы у него были похищены. С боями он дошел до Эльбы, участвовал при встрече советских и американских войск.
При расспросах он говорил: «Однажды в часть пришли военные чины, собрали всех чеченцев и ингушей и сказали, что им разрешается оставить войска и вернуться домой».
Тогда он спросил: «Что, война окончилась?». Ему ответили: «Нет, война продолжается!». Он посмотрел на своих товарищей-солдат — русского, казаха, украинца и спросил: «А их тоже отпускают домой?». «Нет! Сказали командиры, они будут воевать!».
Тогда Висар и его соплеменники ответили: «Мы с этими людьми воевали и шли на смерть, не различая наций, и сегодня, оставив их воевать, мы никуда не пойдем!».
Так они остались в своих частях и продолжили борьбу против фашистов. Висар получил много наград, но не придавал им особого значения — главной была победа, которую они вместе со всем народом и погибшими завоевали.
Демобилизованный в 1946 году, он, естественно, приехал домой в Дагестан, в родной Юрт-Аух, с полной грудью орденов и медалей за мужество на войне. Но в его доме жили уже другие люди с соседнего села Алмак. Его сразу повели в сельский совет, где сказали, что чеченцев выслали, а эти дома им подарил Сталин.
Висар возмутился: «Я воевал за страну и Сталина, а он меня выслал?! Как это называется?!».
Человек в милицейской форме сказал, что его отправят в город Хасавюрт. И, действительно, под конвоем его отправили в город Хасавюрт, в военкомат, где его уже ждали. Ему сказали, что «вас еще в 1944 году выслали и ему надо вернуться в Среднюю Азию к своей семье. Мол, завтра к 12 часам будет поезд на Ростов, на нем и уезжай, иначе посадят лет на 20-25, как оставившего место выселения».
Не зная, что делать, он пошел в сторону вокзала. По дороге встретил своего ровесника — разговорились. Этот парень попросил у Висара гимнастерку, на которой красовались его награды за победу над фашистами, в кармане, которого были служебные документы.
Этот молодой человек якобы хотел красоваться в городе перед девушками, а потом вернул бы эту гимнастерку Висару. Будучи человеком слова, Висар поверил и отдал гимнастерку парню. Но она не вернулась, так же, как и его документы.
Так встретил Висара родной Дагестан, в котором в один миг он стал дезертиром и беглецом. Как он нашел своих родителей — это отдельная история.
Уже через много лет Висара Ибиева после неоднократных обращений признали участником войны. Он уже получал юбилейные награды. Архивные документы тех наград, которые получил на войне, никто не восстановил, да никто их и не искал.
Висар был человеком немногословным, о войне не любил рассказывать, но когда настаивали, он рассказал один эпизод о своем ранении.
Легких боев на войне не бывают. Все они очень тяжелые, когда над головой свистят пули, рядом взрываются мины, бьет артиллерия и падают бомбы; когда рядом умирает товарищ по оружию, а раненному надо оказать помощь — о себе думать времени не бывает.
Вот в такой ситуации мы должны были форсировать довольно-таки широкую реку, чтоб захватить на той стороне плацдарм для высадки десанта.
Еще рано утром в сумерках дали команду переплыть реку и захватить плацдарм. Едва они успели перейти на берег, их заметили, наверное, с наблюдательного пункта немцев, и на них повалил пулеметно-минометный огонь фашистов. К обеду над нимии прошлись несколько немецких самолетов. Плацдарм-то они удержали, но потеряли больше половины солдат. И в этом бою Висара ранило осколком авиабомбы, слегка контузив, также повредило его ногу. Подобрали вместе с другими ранеными и поместили в полевой лазарет. Нога опухла и была хуже, чем другие раны на теле, и поэтому Висар лежал на кушетке в сапогах. Из-за опухшей ноги сапог невозможно было снимать. А они у него были только полученные — новые.
Время было вечернее. В лазарет зашел солдат в звании сержанта, которого Висар не знал и ранее не видел. Он начал ходить по рядам и рассматривать раненных. Подошев к нему, разглядев сапоги, со словами: «Тебе они больше не нужны, ты все равно умрешь», — начал их стягивать. Один сапог со здоровой ноги он снял, а с опухшей ноги не смог, но старался изо всех сил, что причиняло Висару очень сильную боль. Он начал стонать и скрипеть зубами. За всем этим наблюдал, оказывается, лежавший рядом офицер, тоже раненный. Он сделал замечание сержанту, но тот никак не мог угомониться.
Тогда офицер, поняв, что сержант его не слышит, достал из-под подушки пистолет и в упор застрелил его.
Так, этот офицер спас Висара от дальнейшего истязания и боли.
Пробыв в лазаретах до выздоровления, Висар снова пошел воевать и дошел до самой Эльбы. Демобилизовался в 1946 году…
Ильмадин КОНКИЕВ

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля