«Увидимся, коль это суждено!»

 

В далекие-далекие времена мудрец сказал: «Бесконечно долго можно смотреть на две вещи: на горящий огонь и текущую воду». Если взять во внимание, что водоснабжение в жилище человека появилось не так давно, то огонь сопровождал его со времен пещерных убежищ. Со временем люди придумали для огня множество приспособлений. В этом длинном ряду, пожалуй, самым изящным и роскошным был и остается – камин.
Именно помня об этом, в начале своей профессиональной журналистской деятельности, под рубрикой «Двое у камина», я вел беседы со своими визави на самые животрепещущие темы нашего бытия. В начале в «Халкъан Аз» (предшественница нынешней РОПГ «Нийсо»), а затем в другом издании — «Своя газета». Издавали мы ее с ныне покойным Вахарсултаном–хаджи Исмаиловым и журналистом Камилем Хункеровым.
Надо отметить, что интервью эти воспринимались с большим интересом и живо обсуждались. Значит, их читали, если были критика и отзывы. Безусловно, это была мотивация.
Мысль возобновить свою рубрику меня никогда не покидала. Жаль, катастрофически не хватает времени… С кем говорить, конечно, есть.
Теперь, в порядке информации, о самих каминах. Впервые они, говорят, как и многое другое, появились в Риме, как сейчас принято считать, что все производится в Китае и, естественно, привозится оттуда.
В Россию камин привез Петр I. И не каждый имел право иметь его у себя в доме. Такое разрешение давалось самим императором: боярам и дворянам, т.е. знатным и состоятельным в обществе людям полагалась такая роскошь.
Как ни парадоксально, но дальнейшему развитию каминов помешала ВОР – Великая Октябрьская революция (?!) 1917 года. Камины, в отличие от печей, большевиками были признаны предметом буржуазной роскоши и подлежали сохранению лишь в качестве элемента памятников архитектуры.
Сейчас, правда, все это уже в прошлом. Поэтому считаю вполне необходимым вернуть на страницы нашей газеты свое детище — рубрику «Двое у камина».

 

Сегодня моим собеседником станет мой коллега, известный журналист и писатель Хамзат Тухашев.
И, что самое удивительное, говорить мы будем обо всем, кроме политики.
— Английская пословица гласит: «Глупцы строят дома, а мудрецы их покупают». Что бы Вы (или ты, как удобно. Впрочем, у нас, у чеченцев, нет обращения на «Вы») сказали по этому поводу? Принято считать, что каждый уважающий себя человек должен построить дом, посадить дерево, соорудить колодец, воспитать сына…
— Да. Каждый мужчина должен построить или купить дом для своей семьи. Обязан вырастить сына, воспитать и поставить его на ноги. В свою очередь, сын вырастит уже своего сына и т.д. Всё по закону философии — «отрицание отрицания». Ты уходишь — приходит твой сын. Это закон жизни. Ведь мы не вечны. Все предстанем перед ВСЕВЫШНИМ. Знаем точно, что так будет, но хотим это забыть и делать все по-своему усмотрению. Это осознанный самообман.
Жизнь, по сути, сложная штука. Она нам представляется поистине легкой, когда речь идет о других…
— Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся и где находим то, что ищем, странствуя по миру…
— Думаю, не зря, говорят: «Мой дом — моя крепость»… А ведь это верно. Именно дом должен быть твоим ДОТ-ом, твоей защитой, родным очагом. А сегодня это особенно актуально.
Много лет назад, когда я начал работать в городе, каждую неделю ездил в село к матери. Там было уютно, комфортно, легко и просто. Рядом самый дорогой, и любимый Человек — мама! Там и дышалось прекрасно и спалось лучше. Это был родительский дом, сад, скамейка… Родные и близкие люди… Друзья, соседи… А позже я купил свой дом. Для моей семьи, для моих детей. Он станет их родительским домом. Так повелось. И им там должно быть уютно и комфортно, дышаться легко и спать лучше.
Принято считать, что время не изменяет нас, а лишь совершенствует!
— Итак говорят, что жизнь наша – это театр. В классическом понимании он-то начинается с вешалки. А с чего начинался Ваш жизненный театр, т. е. жизненный путь?
— Жизнь — далеко не театр. Уж так случилось, что ваш покорный слуга окончил Московский театральный институт — ГИТИС. И долгое время служил в Чечено-Ингушском драматическом театре имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. И мне ли не знать, что там начинается с вешалки…
Да. Жизнь это сложная штука. В народе говорят: «Жизнь прожить — не поле перейти». Действительно. Ислам говорит: «Человек рожден, чтобы успеть сделать богоугодные благие дела, чтобы подготовится к эхарту. Как говорила моя бабушка: «За свою жизнь каждый человек должен собрать полный чемодан добрых дел. Иначе что туда идти?».
Но мы часто это забываем. И творим дела, совершаем поступки, которые в судный день будут свидетельствовать против нас, говорить о наших плохих намерениях. Вот тогда будем говорить: «Байттамал»!
Уверен, что жизнь – это бесконечное совершенствование. Об этой истине нельзя забывать никогда!
— У кого есть друзья, говорят, нет друга… Ваша точка зрения..
— Я не люблю замкнутых людей. Они, как герой Гоголя, всегда застёгнуты на все пуговицы. С ними трудно говорить. Они не общительны. У таких людей не бывает друзей, потому что они больше всего любят себя. Друзья могут быть у ценящих дружбу и жертвующих собой ради друга.
Моя глубокая убежденность в том, что на земле нет выше должности, чем быть настоящим человеком. Он и другом будет таким!
— Бытует мнение, что друг, если вдруг оказался у власти, уже потерян…
— Не думаю, что настоящий друг, если окажется большим чиновником, забудет друга. Если он настоящий друг, он останется прежним. Не будет перед другом показывать свою «высоту». А иначе, он и не друг. А «просто так», как говорил поэт Владимир Высоцкий.
Я склонен считать, что лучший среди людей тот, кто готов приносить пользу другим!
— Боже упаси меня от друзей, а от врагов я и сам спасусь. Не возникала такая внештатная ситуация в жизни?
— Нет, таких ситуаций в моей практике не было. Но в одном я глубоко убежден, что самая трудная профессия — это быть и оставаться человеком!
— Как ни печально, но когда уже за плечами определенная жизнь и годы, число друзей не увеличивается. И все потери, к сожалению, безвозвратны.
— Да. Потерять друга очень больно. Особенно в моем возрасте, когда новых друзей уже не ищут. Был у меня друг. Мы звали его Хас. Полное имя его было Хас-Магомед. Он мне был больше, чем просто друг — братом, которого у меня нет. С ним было легко и просто. Он работал электросварщиком на Грозненском заводе «Красный молот». Был специалистом высшего разряда. Выполнял заказы для Кубы, Монголии, Болгарии, Польши и других стран. Таких специалистов, как он, в их цехе было несколько человек. Но они Хаса считали лучшим. Светлый был человек. Мне его не хватает!
Человек всегда великолепен, если он настоящий! А Хас был именно таким!
— А теперь о врагах. Ведь по их наличию (зачастую, по их величию) судят о нас в обществе и в кругу наших друзей. Самый опасный враг, говорят, отсутствие врага. Согласны ли вы с этим? Да и есть ли они (враги) у вас?
— Я очень уважаю своих недоброжелателей! Без них жизнь была бы скучной. Они не дают расслабиться. Всегда держат в тонусе. Так это же прекрасно!
Да, у меня есть враги. Их не много. Но они грамотные, образованные люди. При встрече мы здороваемся, улыбаемся друг другу, спрашиваем о семье, детях. Словом, все, как у людей. Так и живём!
Каждый человек отличается от другого и с каждым днем отличается и от себя…
— Подводя черту, что бы Вы сказали нынешнему поколению, не в порядке назидания, а с высоты прожитых лет?
— Принято считать, что старшее поколение часто ругает молодежь. Это не так. Они не ругают, а хотят, чтобы она ещё лучше стала! Обращаясь к молодежи, особенно, чеченской, хочется напомнить им об их обязанностях перед родителями, родственниками, соседями.
Вы должны уважать старших, соблюдать традиции твоих предков. Быть примером во всём. Это трудно, но вы должны к этому стремиться! Как шутят мои ровесники, нам каждому по тридцать пять с сорокалетним стажем. Мы в жизни видели чуть больше, чем вы. И можем так говорить. Но вы должны быть лучше нас!
Я считаю, что сегодняшняя молодёжь грамотная, креативная. И имеет больше возможностей, чем мы. И где бы вы ни были, вы не должны забывать, что вы нохчи и представляете этот гордый и воспитанный народ!
Благо отдельного человека или отдельной нации связано с общим благом твоего народа. Вот об этом надо помнить всегда!
— Если можно, пару слов о нашей газете…
— Мне нравится ваша газета. Вы затрагиваете проблемы не только села, района, региона, но и проблемы нравственной чистоты и морали. Газета не уходит от острых проблем. Она их освещает и, что особенно важно, способствует их решению. И это важно.
У газеты хорошая верстка. Вы умеете грамотно расположить и выгодно подать материал. Что часто бывает у некоторых газет, «НИЙСО» не захламлена кучей материалов. Она светлая. Легко читается.
Как известно, газета уступает радио и телевидению по оперативности доставки информации. Но она дает развернутый материал с анализом. Видно, что в редакции работают грамотные, как сейчас модно говорить, креативно мыслящие специалисты — журналисты. Хорошая работа, ребята!
Помнится, у А.Макаренко есть слова: «Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше». Убежден, что творческий коллектив газеты именно такой. Больших вам творческих побед, семейного счастья и удачи!

И завершить нашу беседу мне хочется этими строками. Они посвящены моему визави Хамзату Тухашеву.

Построен дом и сад разбит у речки,
И сын тебе опора много лет.
Родной язык и русское наречье
Близки тебе, верстая жизнь в куплет.

Хотя она — не линия прямая,
Ты честно жил и ясно видел цель!
Чрез радости, печали дни листая,
Собой остаться, друг Хамзат, сумел!

И долгих лет тебе, здоровья, счастья!
«Увидимся, коль это суждено!» —
Твои слова я вспоминаю часто
Тебя встречая в Грозном, Ведено!

…Сегодня, друг, прости, не смог приехать,
Но свидимся, коль это суждено,
Аух не вправе мимо ты проехать,
И я, конечно, Дышни Ведено.

Умар ЯКИЕВ
Фото Камиля Хункерова

 

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля