МАХМУД ЭСАМБАЕВ «ЧАРОДЕЙ ТАНЦА»

В календаре праздничных и знаменательных дат отмечен и такой день, как — Международный день танца, который в нашей стране отмечается 29 апреля. Официальной датой День танца стал в 1982 году, когда ЮНЕСКО решило почтить память французского балетомана Новерра, жившего в середине 18 века. Именно его день рождения (29 апреля 1727г.) и стал общепризнанным Днём танца.  Талантливый француз практически одушевил балет, наглядно показав какая лежит «между механическим танцем ремесленника и гением артиста». Конечно, это ноу-хау пришлись по вкусу далеко не всем, но большинство высокопоставленных зрителей впали в неописуемый восторг! Это обстоятельство очень поощрило Новерра, и он широко развернул свою деятельность выпуская одну постановку за другой. Гениальный танцовщик даже открыл свою школу, где способная молодёжь получала совершенно потрясающий для того времени опыт гармоничного и раскованного танца. 
Может быть французский балетоман Новерра и был гением в своём деле. Не буду отрицать его талант, я о нём мало знаю. Но я знаю другого танцора, и мне не раз довелось его видеть на яву…
Имя этого выдающегося танцора знают миллионы людей на всей планете. В Индии его боготворили за «Золотого Бога», в Мексике приходили в восторг от «Хорабио тапатио» и в благодарность танцору пели «Подмосковные вечера», колумбийцы помогали ему разучить «Бамбуко», бразильцы – освоить «Макумбу». Его понимали в каждой стране: он так вертуозно  исполнял национальные танцы народов мира, будто говорил с каждым на его языке. Его искромётные, непревзойдённые хореографические новеллы завораживали зрителей на сценических площадках всего мира. О Махмуде Алисултановиче Эсамбаеве сложены легенды, написаны книги. Его имя и папаха, которую он не снимал даже перед королями, но снимал перед ветеранами Великой Отечественной войны и друзьями, вызывали уважение и восхищение. С его именем связаны щедрые  эпитеты, присвоенные ему восторженной публикой, искусствоведами, близкими и друзьми – «Паганини танца», «Чародей танца», «Бог танца», «Маршал танца», «Мыслитель в танце», «Шаляпин в танце», «Легенда ХХ века», «Звезда мировой величины». Его имя во всех уголках Земли произносят с воодушевлением. При этом каждый раз используют эпитеты – «маэстро танца», «патриарх мировой хореографии», «величайший танцор века», «народный артист восьми республик».  Он был не только выдающимся и талантливым танцором. Дочь Стелла называла его выдающимся и талантливым отцом, друзья считали его самым верным и преданным другом.
Родился будущий король танца в селении Старые Атаги Чеченской Республики 15 июля 1924 года в семье чеченца Алисултана из тейпа Ишхой. Когда Махмуду было 7 лет отец часто брал его с собой на свадьбы, где маленький танцор поражал всех своим талантом. Но, мог ли кто-нибудь тогда предположить, что этот юнец прославится на весь мир. В 1939 году в возрасте 15 лет Эсамбаев поступает в Грозненское хореографическое училище и начинает участвовать в концертах Чечено-Ингушского ансамбля. Но в 1941 году начинается Великая Отечественная война. Махмуд в составе ансамбля уезжает на фронт, но во время выступления его ранят в ногу. Лечащий хирург тогда обьявит ему, что он больше не сможет танцевать. Это был первый удар судьбы. Но Эсамбаев не опускает руки и в 1943 году в Пятигорске в театре оперетты ему предлогают сразу несколько ролей. В 1944 году приходит новая беда. Всю семью Эсамбаевых насильственно депортируют в Киргизию. Этого удара судьбы не перенесла его мать, которая ушла из жизни, видя страдания своей семьи. Отец тоже очень сильно заболел. Но, Махмуд и здесь не сломался. Он упорно трудился и верил, что его звезда когда-нибудь взойдёт. Здесь талант молодого чеченца раскрылся в новой огранке. Долгих 12 лет, вплоть до 1956 года Эсамбаев является солистом киргиского театра оперы и балета
До сих пор в этой среднеазиатской республике считают его одним из основателей киргиского балета. М. Эсамбаев исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан». Кстати, именно здесь отец признал, что был не прав, когда противился выбору своего сына. Махмуд стал первым танцующим мужчиной в Киргизии, которому было присвоено звание народного артиста Киргизской ССР. Уже немного позже Эсамбаев решает расширить свой репертуар оставив академическую оперу начинает обучаться различным танцам народов мира. На этом поприще талант Эсамбаева раскрылся в новых красках. Рассказать о всех танцах, которые исполнил Махмуд,  не сможет никто, кроме него самого.
Заслуги Махмуда Эсамбаева по достоинству были оценены руководством страны. На своё 50-летие в 1974 году он был удостоен звания Народного артиста СССР. В день своего 60-летия в 1984 году ему присвоили звание Героя Социалистического труда. В 70 лет его награждают орденом Дружбы за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность, а в 75 лет – он получает орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.»
На протяжении тридцати пяти лет Махмуд Эсамбаев избирался в Верховный Совет, и в качестве депутата пытался помочь всем, кто к нему обращался. При его активном участии строились культурные центры по всей стране. Надо отметить, власти очень ценили Махмуда Эсамбаева. Об истинном отношении к нему говорит то обстоятельство, что танцор единственный в СССР сфотографирован на паспорт в папахе, ему разрешили его не снимать.
Однажды в Большом театре на фуршете в присутствии бывшего мэра Москвы Лужкова и многих министров Правительства Эсамбаев произнёс следующие слова: «Пусть сдохнут все, кто начал войну в Чечне!». Все были просто обескуражены, но никто не посмел сказать ему слова. Война в Чечне принесла большие страдания Эсамбаеву. Он видел и чувствовал боль своего народа. Переживания усиливались ещё и потому, что он всю жизнь старался помогать людям, а тут был бессилен. Махмуд пытался докричаться и достучаться до Правительства и мирового сообщества, но никто не слышал. Каждый раз, когда у него спрашивали о его состоянии, ответ был таким: «Это всё мелочи, там гибнут мои родные люди – и это самое страшное». Близкие люди стали видеть, как на глазах Махмуд стал угасать. Вот о чём мечтал великий танцор в последние годы жизни: «Приезжая всякий раз с гастролей, я ходил по Грозному и любовался каждым вновь построенным домом. Сам помогал строить и аэропорт, и театр и здание Республиканского комитета. Теперь всё это разрушено. Нет, я не смогу видеть всё, что там натворили, я сразу же упаду и умру». Он со слезами на глазах произносил: «Только вот ещё бы раз хотел увидеть мои тополя, которые я посадил в родном селе Старые Атаги. Но, видно, этому не суждено сбыться».
Вот что пишет дочь Эсамбаева – Стелла: «Наш дом в Чечне безжалостно сожгли. Исчезли уникальные костюмы Махмуда, исчезли книги, исчез весь архив. Хороший был дом, добрый и красивый. Его называли «Чеченским эрмитажем». Там были подлинники великих художников. Люди просто приходили, как в музей: посидеть в комнате, посмотреть. Ему Индира Ганди, например, подарила костюм, вышитый бриллиантами и другими драгоценными камнями. Ему было невероятно больно, что на чеченской земле лилась кровь, и он надеялся, что доживёт до того дня, когда будут судить тех, кто развязал эту войну» К великому сожалению, Махмуд Эсамбаев не дожил до этого дня. 7 декабря 2000 года ушёл из жизни великий сын Кавказа, а вместе с ним – величайщая эпоха. Этот день ознаменовался трагедией не только для всех народов Северного Кавказа, но и всего мира. Согласно традиций его должны были похоронить в родном селе, на чеченской земле, но пламя войны не позволило исполнить последнее пожелание Махмуда. Его похоронили в Москве на Даниловском мусульманском кладбище. Несомненно, что война в Чечне ускорила смерть мэтра. Сегодня в его честь в Грозном установлен памятник. Дело его продолжают племянники Саид-Абдул и Саид-Магомед Эсамбаевы, а также дочь Стелла Эсамбаева. Созданы и успешно функционируют Всемирный Благотворительный Фонд и ансамбль имени М. Эсамбаева. Также его именем назван астероид 4195 (Esambaev).Махмуд Эсамбаев навсегда останется в наших сердцах как человек, который любил и восхвалял людей. Он стал гражданином мира и таковым будет всегда! 
И всё-таки, мне кажется, что Международный день танца (да простит меня Новерра) следовало бы отмечать 15 июля в день рождения Махмуда Эсамбаева. Если не во всём мире, то хотя бы в России. Он, как никто другой этого достоин.
 

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля