Магомед Махатилов : «Живой огонь всегда сближает людей, греет душу!»

В далекие-далекие времена мудрец сказал: «Бесконечно долго можно смотреть на две вещи: на горящий огонь и текущую воду». Если взять во внимание, что водоснабжение в жилище человека появилось не так давно, то огонь сопровождал его со времен пещерных убежищ. Со временем люди придумали для огня множество приспособлений. В этом длинном ряду, пожалуй, самым изящным и роскошным был и остается – камин.
Именно помня об этом, в начале своей профессиональной журналистской деятельности, под рубрикой «Двое у камина», я вел беседы со своими визави на самые животрепещущие темы нашего Бытия. В начале в «Халкъан Аз» (предшественница нынешней РОПГ «Нийсо»), а затем в другом издании — «Своя газета». Издавали мы ее с ныне покойным Вахарсултаном–хаджи Исмаиловым и журналистом Камилем Хункеровым.
Надо отметить, что интервью эти воспринимались с большим интересом и живо обсуждались. Значит, их читали, если были критика и отзывы.
Мысль возобновить свою рубрику меня никогда не покидала. Жаль! Катастрофически не хватает времени. С кем говорить, конечно, есть.
Теперь, в порядке информации, о самих каминах. Впервые они, говорят, как и многое другое, появились в Риме. Как сейчас принято считать, что все производится в Китае и, естественно, привозится оттуда.
В Россию камин, как и многое другое, привез Петр 1. И не каждый имел право иметь его у себя в доме. Такое разрешение давалось самим Императором боярам и дворянам, т.е. знатным и состоятельным в обществе людям полагалась такая роскошь.
Как ни парадоксально, но дальнейшему развитию каминов помешала ВОР – Великая Октябрьская революция (?!) 1917 года. Камины, в отличие от печей, большевиками были признаны предметом буржуазной роскоши и подлежали сохранению лишь в качестве элемента памятников архитектуры.
Сейчас, правда, все это уже в прошлом. Считаю вполне необходимым вернуть на страницы нашей газеты свое детище — рубрику «Двое у камина».
И, что самое удивительное, говорить мы будем обо всем, кроме политики. И еще. Вопросы преднамеренно остаются одни и те же, чтобы читатель имел возможность разузнать мнение самых разных людей на поднимаемые проблемы о жизни и ее сути.
Сегодня моим собеседником станет Магомед Махатилов, заместитель генерального директора РГВК «Дагестан».

— Английская пословица гласит, что глупцы строят дома, а мудрецы их покупают. Что бы Вы (или ты, как удобно… Впрочем, у нас, у чеченцев, нет обращения на «Вы») сказали бы по этому поводу?
Принято считать, что каждый уважающий себя человек должен построить дом. Посадить дерево. Соорудить колодец. Воспитать сына.
— Прежде всего, Умар, хочу от всей души поприветствовать всех читателей нашей чеченской газеты и вас, своих коллег, по цеху: «Салам алейкум!».
Умар, коллега, на «ты», кстати, обращаются все на Кавказе и Дагестан здесь не исключение — об этом вспоминали и русские аристократы, считавшие честью служить в знаменитой «Дикой дивизии», и никогда не обижались, когда любой всадник-горец из Дагестана или Чечни мог обратиться к князю или графу просто по имени. Это к слову.
Что касается англичан – думаю, строительство дома для каждого мужчины вне зависимости от его происхождения или пребывания – это важный шаг. Впрочем, как и посадка дерева, и воспитание сына. Сложно говорить о себе, но мне, думаю, со всеми этими условиями удалось справиться!
— Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся и где находим то, что ищем, странствуя по миру (тепло, уют, понимание, поддержка, сочувствие, сострадание.)
— Очаг – это сакральное место. Пепел родовых домов в сердце каждого из нас. С древних времён у очага, как говорят аварцы, «гъастIа», собирались родные и близкие. Живой огонь всегда сближает, объединяет людей, греет душу. Взявшись за очажную цепь, раньше приносились клятвы.
Очень люблю горы. Мне повезло объездить почти весь Дагестан – суровая величественность наших гор завораживает, сколько бы ни видел. Недавно поехал к себе в Гунибский район: очередной раз впечатлила дорога через Гимринский туннель, потрясающие виды – классный туристический маршрут. Да и наша природа в ярких красках мая-июня невероятно красива!
— Итак, говорят, что жизнь наша – это театр. В классическом понимании он-то начинается с вешалки. А с чего начинался Ваш (или твой) жизненный театр, т. е жизненный путь?
(Здесь — ответ–размышление. Коротко о себе: родителях, семье).
— Дело в том, что я родился и вырос в Махачкале, а здесь до недавнего времени не было преподавания на национальных языках – в результате выросло целое поколение, не владеющее родным наречием. Раньше в Согратле была традиция, которая бытовала по всему Дагестану – отправлять детей на учебу в село на пару лет. Дети узнавали свой быт, язык, традиции – но урбанизация и исход горского населения уменьшают ареал использования родной речи. А это угроза всей нашей культуре.
Мне удалось научить своих детей – говорят по–аварски достаточно бегло. Но это, увы, скорее исключение, чем правило. Нужна широкая республиканская программа — преподавание на родном языке должно стать обязательным, если уж родители, к сожалению, об этом не беспокоятся.
Родом я из селения Согратль Гунибского района, исторически известного как вольное общество Андалал. Место символьное не только для родного Дагестана, но, думаю, для всего Кавказа. Здесь в 1741 году на полях Хициба был переломлен хребет войскам персидского завоевателя Надир-шаха, «Грозы Вселенной», доселе не знавшего поражений! Здесь же на Гунибе в 1859 году завершил свой четвертьвековой боевой путь великий имам Дагестана и Чечни – Шамиль.
Я, можно сказать, коренной махачкалинец. Отец мой – один из первых инженеров-электронщиков республики. Окончил легендарный Энергетический институт в Москве, долгое время работал в сфере связи.
Мать — врач–терапевт высшей категории — проработала в махачкалинском роддоме более тридцати лет. Сам я окончил факультет иностранных языков ДГУ — французский язык. После получил и юридическое образование.
В 1996 и 2000 годах работал переводчиком в гуманитарных организациях «Экилибр», «Красный крест» и «Врачи без границ» в ходе трагических событий в Чеченской Республике. Жил, кстати, тогда в Хасавюрте, в мкр «Заречный» на улице «40 лет Дагестана», так что с реалиями местной жизни знаком не понаслышке.
В журналистике с 1997 года: начинал в газете «Молодёжь Дагестана», с 2004-го — работаю в телекомпании РГВК «Дагестан», которая стала для меня, не побоюсь этого слова, родной. Я ведь здесь практически с самого основания. Долгое время курировал информационный блок – новостийную службу, затем возглавил общественно-политическую дирекцию, сейчас занимаюсь национальным вещанием.
— У кого есть друзья, говорят, нет друга… (Твоя точка зрения. Мысли вслух. Рассуждения. Примеры.)
— Непростой вопрос… Настоящих друзей всегда немного – это ведь те, кто прошли с тобой долгий и сложный жизненный путь, порой с раннего детства. Друзья, если они ими являются, в равной степени делят с тобой горе и радости, победы и проблемы. Конечно, с возрастом мы не так часто видимся, как раньше — у каждого работа, семья, дети, у некоторых и внуки, но ты знаешь, что где-то рядом есть человек, который придёт на помощь в трудную минуту. И он знает это.
— Друг (антоним: враг, недруг, противник), если вдруг оказался у власти, бытует мнение, что он уже потерян (Примеры).
— Любой человек, который поднимается на вершины власти, имеет шанс «забронзоветь», оторваться от земли. Не каждый способен выдержать магический звук медных труб и всепроникающей лести. В этом случае падение вниз, а оно рано или поздно случается, бывает очень болезненным. Вспоминая древнюю китайскую историю — дракон спит в каждом из нас и очень важно одолеть его не только в бою, но главное — в себе. В исламе это называется «победить собственный нафс». А вот это очень непросто!
— Боже упаси меня от друзей, а от врагов я и сам спасусь (Не возникала такая внештатная ситуация в твоей жизни? Примеры).
— Возьму на себя смелость, сказать, что мои друзья заслуживают искреннего уважения. В совершенно свободном общении у нас у каждого есть возможность иметь свою точку зрения. Соглашаться или нет с ней тоже дело вкуса, как говорится. Хотя каждый по своему и прав, но по одному и тому же случаю никогда не может быть две правды. Это аксиома.
— Как ни печально, но когда уже за плечами определенная жизнь и годы, число друзей не увеличивается. И все потери, к сожалению, безвозвратны… (О друзьях, которых не стало, но с кем было комфортно).
— К сожалению, время быстротечно – вчера ты окончил школу, а сегодня разменял «полтинник.» Грех жаловаться – определённый путь пройден, за спиной есть успехи и удачи, не обошлось и без нереализованных планов. Это жизнь — она многогранна и непредсказуема и этим особенно интересна. Оборотная сторона этого постоянного движения вперёд – его конечность…
Мы недавно собрались старой компанией, и с болью осознали, что почти половины наших старых знакомых уже нет в живых! Друзья уходят, их остаётся всё меньше… И мы не вечны в этом мире. И Всевышний забирает порой из нас лучших.
Часто вспоминаю Газимагомеда Галбацова – моего талантливого коллегу, с которым я проработал десять лет, с самого момента создания РГВК «Дагестан». О его творчестве надо говорить отдельно – проза на родных языках не совсем типична для Дагестана. А такая, какая была у Галбацова — уникальна. Впервые прочитав его «Ва бана гlазу» — «И пошел снег…», я был потрясен. Очень глубокая, афористичная, поэтическая проза.
Он заявил о себе в другое время, не в период расцвета советской переводческой школы, а вообще, на мой взгляд, уровень его вещей конкурирует с Фазилем Искандером или Чингизом Айтматовым – это мое убеждение.

— А теперь о врагах. Ведь по их наличию судят о нас в обществе и в кругу наших друзей. Самый опасный враг, говорят, отсутствие врага.
Согласны ли вы с этим? Да и есть ли они (враги) у Вас?
— Говорят, если у тебя нет врагов – значит, ты ничего не добился в этой жизни. Для кого-то это некий маркер успеха. С этим постулатом я не совсем согласен – всё очень индивидуально.
Но давно работая в сфере СМИ, могу сказать определённо — в любом случае твоя работа должна вызывать реакцию. Естественно, лучше пусть она будет положительной и позитивной. Новое слово — хейтер. То с чем сталкиваются многие журналисты, особенно в наш век массовых коммуникаций и соцсетей. Конечно, есть они и у меня… И иногда наличие хейтеров, которые стали новой итерацией врага – это, впрочем, дополнительный стимул для саморазвития и, естественно, самореализации.
— Подводя черту, что бы Вы сказали нынешнему поколению? Не в порядке назидания, а с высоты прожитых лет, как пожелание.
— В основной своей массе молодежь просто разучилась воспринимать тексты, и не только серьезные, кстати. Даже чтение обычного художественного романа для них почти непосильная задача. При этом эта тенденция в некоторой степени затронула и старшее поколение.
Каждое поколение уникально, оно не похоже на предыдущие. Извечный вопрос отцов и детей – это постоянный конфликт поколений от Древнего Египта, Спарты, вольных обществ или сегодняшнего дня…
Сейчас мы живем в эпоху информационных сублиматов – материал рафинирован и упрощен донельзя, и, как правило, снабжен максимально широким иллюстративным дополнением. Нельзя сказать, что это однозначно плохо – подобная подача упрощает восприятие, но она же абсолютно отучает человека фантазировать, включать воображение, проводить анализ… Некоторые эксперты называют эту новую генерацию поколением «клипового мышления».
То есть, налицо примитивизация формы познания… Хотя, опять-таки, это не абсолютное правило – достаточно большой процент молодежи продолжает читать, и вполне активно.
Нельзя не учитывать и еще один аспект – цифровизации книги и информации в целом – я говорю об электронных книгах и чтении в Сети.
В своё время Махмуд из Кахабросо – классик аварской поэзии сказал, что молодёжь мечтает о битвах, а зрелые о любви. Юноша полон энергии, он импульсивен, делит мир скорее на чёрное и белое, и, как правило, имеет очень высокий запрос на справедливость.
Я бы пожелал молодёжи брать всё лучшее, что даёт нам история наших народов, древняя культура. Для этого нужны знания – необходимо постигать мир, глубже изучать не только его, но самого себя. Важно развиваться – идти в ногу со временем, но вместе с тем знать родные языки, свою историю, литературу наравне с мировой. И, главное, быть достойным своих предков, которые передали нам свой уникальный культурный код!
— Если, можно, пару слов о нашей газете (Содержание, верстка, дизайн, рубрики, пожелания).
— Как журналист-телевизионщик, я всегда поддерживаю своих коллег из печатных СМИ. По возможности читаю газету, всё-таки Хасавюрт и район – это определённая (пусть и недолгая) часть моей жизни. «Нийсо» – это, как я знаю, по–чеченски «Равенство»!
Как человеку, изучавшему французский язык, историю и литературу, мне очень близко выражение «Liberte! Egalite! Fraternite!» — (свобода, равенство, братство) или ( «Нийсо. Маршо. Барт») на чеченском языке.
Умар, вы делаете большую и интересную работу. Содержательную и объективную газету. Служите делу сохранения родного языка, культуры, истории, обычаев, традици1 своего народа.
Хотел бы пожелать вам свободного полёта, вдохновения, равного и объективного анализа и сохранения нашего братского Дагестана. Печатное слово – это сила, если им занимаются профессионалы, значит, мы на верном пути.

Умар Якиев

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля