Недавно, будучи в отпуске, мы с другом Мусой Баймурадовым поехали в гости к нашему общему другу детства Руслану Шарапудинову в Москву. Он, по окончании сельхозинститута в г. Великие-Луки (1984 г.) и 6-7 лет прохождения практики и работы в пос.Ершово Псковской области, вот уже около 25-ти лет живёт с семьёй и работает в Москве. Целью нашей поездки было погостить несколько дней, сходить в ВДНХ,в Государственную Третьяковскую галерею, в Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина и, конечно же, побывать на Арбате.
Все эти достопримечательности мы, разумеется, посетили. Но больше всего мне запомнился храм Святых новомучеников и исповедников российских в Коммунарке. Спецобъект «Коммунарка» находится в поселении Сосенское Новомосковского административного округа Москвы, на 24-м километре Калужского шоссе, прямо напротив улицы Лесные поляны, где проживает мой друг. Правда, туда я ходил с двоюродным братом Руслана — Арсеном.
Отмечу, что Памятник истории Спецобъект «Коммунарка» называют самым кровавым местом СССР, местом массовых захоронений жертв политических репрессий 30-х — 40-х годов. «Коммунарка» наряду с Бутовским полигоном относится к самым страшным и самым святым местам на карте России. Здесь в годы «большого террора» проходили массовые расстрелы. Разница между этими объектами в том, что Бутовский полигон находился в ведении Московского управления НКВД, а «Коммунарка» — Центрального аппарата госбезопасности. В Бутове расстреливали рядовых граждан, а в «Коммунарке» — представителей партийной и государственной элиты, видных военачальников, а также иностранных граждан. Большинство из тех, кто был убит в «Коммунарке», значились в «расстрельных списках», которые просматривал и заверял лично Сталин. В 1927 году здесь построил для себя дачу нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода. Дом предназначался не для семейного отдыха, а для тайных совещаний и встреч с видными функционерами НКВД. Эта территория значилась в документах, как спецобъект ОГПУ «Коммунарка» — по названию подсобного хозяйства ОГПУ, которое находилось совсем недалеко.
В 1937 году Ягода был смещён с занимаемых постов и расстрелян. На его место пришёл Николай Ежов. По всей видимости, идея превратить уединённую лесную усадьбу в место казней возникла потому, что Бутовского полигона к тому времени уже было недостаточно. Так с 1937 по 1941 год спецобъект «Коммунарка» служил местом казней и захоронений лиц осужденных Военной коллегией Верховного суда СССР. Первые расстрелы состоялись здесь в октябре 1937 года. Первыми жертвами стали осужденные сотрудники НКВД. Судя по всему, «Коммунарку» первоначально и предназначали именно для казней чекистов. Однако, очень скоро сюда для расправ стали привозить и представителей других структур. Особенно много осужденных было в 1938 году.
Перед входом на огороженную территорию висит небольшая металлическая табличка с надписью: «В этой земле лежат тысячи жертв политического террора 1930-1950-х годов. Вечная им память!»
Первое, что встречает посетителей на территории мемориала — массивная гранитная плита. От памятника уходят две дороги: та, что идёт влево выведет к церкви Новомучеников; та, что направо — вдоль всего периметра мемориала. Направляемся направо. Вдоль дороги располагаются разные таблички и памятники отдельным людям и или нескольким. Есть памятник уничтоженным монголам и репрессированным якутянам. А дальше уже идут списки, выбитые мелким шрифтом на металлических памятных досках. Напротив, прямо к деревьям примотаны скотчем таблички с именами, сделанные из картона, бумаги, деревяшек уже в наши дни. По информации с сайта мемориала, известны имена 6609 человек, расстрелянных и захороненных на полигоне. Точное количество всех захороненных не известно, но исходя из того, что количество осужденных по высшей мере, Сухановской особорежимной тюрьмы превышает 30 тысяч человек, а на Бутовском полигоне из них было расстреляно 20 760 человек, можно сделать вывод, что число захороненных на полигоне «Коммунарка» гораздо больше.
Затем поворачиваем налево. Дальше тоже дорожка и справа железный забор с колючей проволокой. И тут встречаются отдельные деревья с прикреплёнными проволокой, скотчем фотографиями с датами рождения и смерти расстрелянных. Встречаются могилы с крестами, видимо, их родственники позднее поставили. Кругом лес, который правильнее будет назвать «Братской могилой» огромных размеров. Если так подумать, количество лежащих в этом полигоне людей равно количеству жителей небольшого городка. Многие из этих деревьев — молчаливые свидетели тех страшных событий.
А в этом время участники физкультурного парада на Красной площади шли с лозунгами, где было написано: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!», а он в это время расстреливал их родителей и близких.
Одно меня тешит, что там же, на этом полигоне, было расстреляно очень много сотрудников НКВД и ОГПУ, которые убивали в большинстве своём безвинных граждан. Кстати, и Ежов, и Ягода также были здесь же расстреляны.
Отметим, что спецобъект «Коммунарка» до конца 1990-х годов был засекречен и находился в ведении КГБ. Весной 1999 года территория спецобъекта была передана Русской Православной Церкви. В 2007 году на территории полигона был освящён храм. Вход на территороию спецобъекта «Коммунарка» бесплатный.
Ильмади СОИПОВ
Москва — Хасавюрт
Фото автора