Прожил яркую жизнь…

Умар ЯКИЕВ

Поэт. Писатель. Патриот.
Выдающийся чеченский просветитель, ученый, поэт, художник и педагог Ахмад Сулейманов родился 1 мая 1922 года. Природа щедро одарила его многочисленными талантами. Поэзия, живопись, музыка… Стихи он писал с детства.
А Сулейманов — автор десятка поэтических сборников, изданных на чеченском и русском языках. Любовь к Отечеству, преклонение перед родной природой, перед героизмом и мудростью своего народа — главные темы его творчества. Многие его стихи положены на музыку и стали любимыми песнями народа.

Таково, например, стихотворение «Къонах» («Рыцарь»). 

«Что значит къонах, ты спросил, и какова ему цена? 
И я сказал тебе в ответ под гул торжественного пира, 
Что къонах — это славный муж, чья жизнь другим посвящена, 
Что къонах — это тот, на ком покоятся устои мира.

Поэмы и стихотворения А. Сулейманова легли в основу нескольких спектаклей, поставленных Чечено-Ингушским государственным драматическим театром им. Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Вклад А.Сулейманова в театральную жизнь Чечни — это и постановки пьес русских авторов, переведенных им на чеченский язык. Сулейманов-художник писал портреты, в их числе — портрет Героя Гражданской войны А. Шерипова. Одной из граней таланта А. Сулейманова было умение виртуозно играть на дечиг-пондуре, он пел илли — эпические песни и легенды.
Педагогическое, поэтическое, научное творчество Ахмада Сулейманова — неоценимый вклад в культуру чеченского народа. Природа любви чеченцев к своему Очагу, Земле, Родине, их любовь к этим святыням — не временная страсть, вызванная желанием чего-либо, а является генетической основой, заложенной временем.
 Я далек от мысли, что у других народов нет таких ценностей, но, к большому сожалению, даже эти понятия, зачастую, сегодня отнесены в ранг идеологии общества и неприемлемы отдельными «демократами» в стране. А потому у некоторых россиян нет подобной любви к своей земле. Без этой любви совершенно бессмысленны понятия Патриотизм. Честь. Родина. Родной очаг. Земля отцов. Предков наших, завещавших нам, грядущим поколениям, бережно хранить эти прописные истины.
 Около сорока лет Ахмад Сулейманов проработал учителем. Преподавал родной и русский языки, а в годы выселения — и казахский. Был директором школы в Урус- Мартане в родном селе Алхазурово. Пешком обошел он всю Чечено-Ингушетию, Восточную Грузию, часть Северной Осетии и Дагестана. Восемь раз непраздного любопытства ради пересекал, Главный Кавказский хребет изучал историю родного края, диалекты, происхождение и тайный смысл географических названий, записывал легенды, рассказы историков и бывалых людей. 
Так родилось четыре тома его труда — «Топонимия Чечено- Ингушетии». С 1978 года Ахмад Сулейманов — член Союза советских писателей. К читателям пришли его поэтические книги. А. Сулейманов вместе с народом пережил выпавшую на его долю трагедию. Он один из тех немногих, кто сначала документально собрал, записал, а потом в памяти не однажды перелистал эту книгу горестей и страданий. Именно его (А. Сулейманова) любовь к топонимии и послужила нашему знакомству.Было это осенью 1991 года, как раз в тот момент, когда еще свежи были в памяти события, державшие в напряжении весь Дагестан. Речь идет о месячном митинге-протесте, организованном чеченцами-ауховцами в Акташ-аухе…
— В те дни я болел и не смог приехать к вам, с какой-то виноватой улыбкой говорил Ахмад, — но я внимательно следил за всем, что происходило в лагере бастующих по телевидению и средствам массовой информации. Как и каждого чеченца, и меня глубоко тронул визит в Акташ-аух и.о. председателя ВС РФ, нашего знаменитого земляка Руслана Хасбулатова.
(И пусть сегодня многие неоднозначно воспринимают достигнутый той осенью консенсус, но я смею утверждать, что это был единственный правильный выбор из создавшегося тогда противостояния — (автор).
Да и в те дни здоровье Ахмада было не важным, но он все-таки приехал к нам, в Дагестан, ибо время поджимало сроки, отпущенные на сдачу 5-го тома топонимии.
— В этой книге отдельной главой будет идти топонимия той части Дагестана, в которой издревле компактно проживают чеченцы-ауховцы, — сказал Ахмад в нашей беседе.
Топонимия — в буквальном смысле — язык земли, — пояснил мне А. Сулейманов и, чуть улыбнувшись, добавил: «Умар, совсем скоро заговорит древняя ауховская земля, запоют ее реки, родники».
…Сразу же по возвращении наших народов с мест выселения на Кавказ, Ахмад Сулейманов приезжал в Дагестан с тем, чтобы полно изучить топонимию ауховской земли. Чтобы достичь этого, он и в дождь, и в зной, и в бурю пешком исходил села, в которых проживали чеченцы, но его гнали прочь люди, живущие не только в домах еще не успевших вернуться домой чеченцев, но и высокопоставленные руководители Страны гор, то бишь Дагестана…
 Видимо, они боялись исторической правды или были уверены в том, что чеченцы-ауховцы действительно будут возвращены на свою исконную родину строго по оргнабору, как рабочая сила. Так или иначе, Ахмаду пришлось выпустить четыре тома «Топонимии Чечено-Ингушетии» без топонимии той части РД, где не только проживали чеченцы, но они, т.е. их предки являлись основоположниками этих поселений.
Осенью 1991 года первым делом мы поехали в Акташ-аух.
 — Первую ночь я хочу провести именно в этом селе, — сказал Ахмад, — садясь в машину. Водитель Вахмурад Толиев, извинившись, заметил: «Отец, печка не включается, будет холодновато, но быстро доедем…», на что Ахмад, с какой-то грустью, ответил: «Молодые люди, холод, непогода и голод меня не пугают, я прошел через все это. Дай Аллах, чтобы на вашу долю не выпало всего того, что пережили мы…». И все мы замолчали: каждый думал о чем-то своем. Но ни один из нас и не предполагал, что мы до глубокой ночи, сидя в кругу аксакалов из Юрт-ауха и Акташ-ауха, страничку за страничкой будем перелистывать еще не изданную топонимию двух древних сел чеченцев Дагестана.
…Современным исследователям время основания поселения неизвестно. Вероятно, о более раннем основании, относительно других ауховских селений, может говорить само средневековое наименование аула — Ширча-Эвла/Ширча-Юрт, в переводе означающее «Старое поселение». Чеченский исследователь-краевед, педагог и народный поэт А. С. Сулейманов утверждал, что, согласно полевым материалам, наряду с селением Пхьарчхошка, средневековый аул Ширча-Юрт был старинным поселением ауховцев.
В XVI—XVIII веках Ширча-Юрт оставался одним из крупнейших поселений в предгорной части от Сулака до Аксая. Согласно чеченскому учёному, к.и.н. А. А. Адилсултанову, уже в этот период аул имел смешанный тайповый состав.
Упоминания о Ширча-Аух в русских документах встречаются в XVII—XVII вв. под названием Старый Окох к этому времени как о крупном населённом пункте.
Ширч-юрт (Ширч-аух) и Пхьарчхой-эвла (Акташ-Аух), расположенные на юге от Хасавюрта РД, по утверждениям чеченцев старшего поколения, являются древнейшими поселениями и основаны они чеченцами. Именно из этих сел в результате роста населения в течении последних двух тысячелетий чеченцы расселились между реками Сулак (Г1ой-хи и Г1ой-су) и Терек, и до самого западного берега Каспийского моря. Десять больших и малых островков, в центре которых располагается остров Чечень, назывались нохчийн г1айреш, т.е. чеченские острова. По утверждению старожилов, в основу аькки и аух легли древнейшие термины «охотники» и «рыболовы», т.е. люди, живущие за счет рыболовного промысла. Аьккхи — охотники, аухой — рыболовы (чеченский язык).
Вот что нам поведал старый, мудрый Ахмад Сулейманов вначале нашего знакомства. А затем мы все внимательно слушали приглашенных из этих двух сел аксакалов Абакара Давлетбиева, Зайнадина Закариева, Салиха Сулайманова, Абдулбасира Зелимханова, Ни1мана Хаджиева, Абдулхакима Хаджиева, Сайпудина Ахаева, Шакира Ойсунгурова, Мохьмад-Хабиба Абакарова. К большому сожалению, многих из них, как и самого Ахмада, нет среди нас.
В тот осенний вечер, благодаря Ахмаду, я «заболел» топонимией родного края и пообещал ему всевозможную помощь со своей стороны. Мы разошлись, когда уже прокричали последние петухи, но и этот отрезок времени до самого утра я не смог заснуть. Мне не давало покоя то, как и откуда, да и кто впервые вел в наш лексикон такие понятия, как Кхокхаш-къайде — значение этого топонима давно утрачено. А все это наша древняя история. Как ее сейчас восстановить, возродить и передать потомкам? Или еще Лаь-1ин (ля-ин) «Рабов-лощина». Вероятно, здесь постоянно находились люди, попавшие в рабство во время военных сражений.
По этому поводу Ахьмад Сулейманов поясняет: «Рабство в Чечне не утвердилось и поэтому все пленные были отпущены, позже в чеченском этномассиве образовалась этническая группа — лайн некъе. Рабство в Чечне было отменено Советом Страны — «Мехкан кхиэл». Тут задолго до отмены крепостного права в России бывшие рабы получили полную свободу и статус «эла- оьзде», т.е. свободный гражданин наравне со всеми гражданами Нахской Земли.

Юбилей Ахмада Сулейманова

Хорошо помню торжества, посвященные 70-летию Ахмада Сулейманова в Грозном, в мае 1992 года.  Это, правда, не возраст для того, чтобы приковать человека к постели, но годы выселения, голод, холод сказались на его здоровье. Более того, есть у этой физической болезни и моральная сторона. Сам Ахмад никогда не говорил об этом. Не такой он человек.
Скажу прямо, в зале было не так уж многолюдно: самые близкие друзья, поклонники его творчества, работники культуры и ни одного представителя от парламента и Кабинета министров тогдашней суверенной Чеченской Республики Ичкерия… Ахмад же, несмотря на свое здоровье, был всегда с теми, кто стоял у истоков исторических перемен в республике.
Так неужели новоявленные отцы Чечни не смогли найти пару часов, чтобы прийти на торжество, посвященное 70-летию славного сына своего народа и сказать ему несколько добрых слов за его честный, добросовестный, бескорыстный труд?.. Видимо, в пылу оппозиционных и закулисных интриг политики Чечни вообще забыли о нем, о человеке, стоявшем у истоков топонимии чеченского государства. Иначе чем объяснить тот факт, что Ахмад Сулейманов, с трудом передвигающийся, получил квартиру по улице Новаторов аж на четвертом этаже, где вообще нет лифта (?!). И, более того, квартира-то однокомнатная, с маленькой кухней и без телефона. Каждый раз, бывая у него, я поражался просто и исключительно скромно обставленной его комнате. Тут не было дорогих «стенок», хрусталя и всего прочего барахла, из-за которого мы сегодня забываем не только родных, близких, друзей, но и то, что главное богатство в этой жизни — не деньги.
Есть вещи ценнее и дороже: честь, достоинство, мужество, порядочность, дружба, чувство долга перед теми, кто так и не смог вернуться с той страшной тринадцатилетней ссылки.
Именно чувство долга перед ними, перед их памятью и привело Ахмада Сулейманова в 1957 году на прием к председателю ВС СССР К. Ворошилову, отдыхавшему в Сочи. По стечению обстоятельств, там же оказался и наш земляк, писатель А. Сулейманов.

У НАДГРОБНОЙ ПЛИТЫ  ОДИНОКО…

2 июля 2013 года в родовом селе народного писателя, поэта и этнографа Ахмада Сулейманова состоялось историческое событие. Тут был открыт музей в честь мастера слова, великого человека, патриота своего народа и республики. Этого момента давно ждали не только его близкие, родственники, друзья, но и вся общественность Чеченской Республики.
Село Алхазурово расположено в одном из красивейших уголков региона – в Урус- Мартановском районе.
На столь значимое мероприятие съехались друзья, коллеги, многочисленные почитатели творчества Ахмада Сулейманова из самой Чечни и соседних республик СКФО.
Он прожил яркую, наполненную смыслом и содержанием жизнь.
И не правда, что она была лишена трагических событий. Со своим народом он прошел все круги ада сталинской депортации. Жизнь на чужбине закалила Ахмада, равно как и весь его народ. Но он не озлобился, сохранил силу духа, любовь к людям, к литературе, поэзии. Жил полнокровной жизнью. Долгие годы учительствовал в родном селе Алхазурово. Здесь же работал и директором. Все это время он активно занимался творческой деятельностью. С 1978 года являлся членом Союза писателей СССР.
События, имевшие место в родной республике в лихие 90-е, пошатнули его здоровье. Переживания оборвали жизнь талантливого писателя и достойного сына чеченского народа. Его не стало (шу марша) летом 1995 года…
По пути домой мы с Халидом Зайнулабидовым, Адамом Магомадовым и внуками Ахмада посетили могилу Ами. Ахмад покоится рядом со своим братом, известным в республике богословом Муташем.
Выражая слова искренней признательности всем организаторам данного мероприятия, особо хочется поблагодарить семью Ахмада, сына Алаудина, дочь Зайнап, сноху Савдат и его внуков.
АЛХАЗУРОВО

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля