Не женское лицо…

Определенно, нам не повезло с календарными двойками (02.2022 г.)– началась спецоперация на Украине. У войны не женское лицо – ни одна мать не примет войну, на которой могут погибнуть ее дети. И то сказать, ее ребенка может убить маленький осколок свинца в любой момент. А ведь она долгими ночами не смыкала глаз возле люльки малыша, кормила, любила, берегла от всех бед и напастей. И все это для того, чтобы потерять его в одночасье?События на Украине начались почти в день годовщины трагедии моего народа – 23 февраля 1944 года. Страшное совпадение.
Что сегодня не поделили два братских народа? Ведь у нас и небо одно, и земля одна. В наше непростое, а, если быть, более откровенной, злое время редко кто доживает до глубокой старости. Кто и что мешает нам доживать свой век под мирным небом, под теплыми лучами солнца вместе?
Ия Николаенко, спутница, соратница, жена известного чеченского поэта Абдуллы Садулаева, писала: «Как вдруг резкий звук нарушил тишину заснеженного перевала. Казалось, прямо на нас, на небольшой высоте, шло звено сверхзвуковых бомбардировщиков. Хищный их абрис внушал ужас и мог разбить уверенность в своих силах, мог даже заставить пожелать себе смерти. Они прошли над нами, направляясь в сторону Грозного, где небо было все в всполохах и дыме, где были люди, дети, где догорали разбитые насмерть дома и заводы.
И горько я увидела себя совсем молодой девчонкой с подмосковного чкаловского аэродрома, известного на всю страну. Похожие машины испытывали мой отец и дядя, на подобных им летали соседи, а потом мои товарищи, выросшие и одевшие форму с голубыми петлицами. Их не могло быть в прошедших над нами машинах. Первые – умерли, вторые состарились, как и я. Но их дети? Их внуки? Может быть, именно они летели сейчас бомбить мой город, моих друзей, мой дом, мой подвал?».
И сегодня я кричу: «В Мелитополе похоронен мой земляк, Герой Советского Союза И.А. Бейбулатов, могилу которого мы, школьники и учителя (мне было 11 лет), впервые посетили в 1967 году. С украинцами дружили целыми десятилетиями, периодически обмениваясь дружескими визитами.
Лично у меня (как и у многих моих односельчан) там подруги, с которыми связи оборвались по разным причинам. Но я до сих пор храню их фотографии. Это – Люда Рыжова, Люда Бучнева, Неля Терехова, Оля Коротеева. Где они? Неужели эти милые, красивые девчоночки, а ныне бабушки, а, может быть, и прабабушки, бегут от выстрелов и бомбардировок?
В те годы мелитопольцы принимали нас, как нельзя лучше. А потом, в 2005 году, когда эта прекрасная страна меняла президентов, как перчатки, я снова оказалась там. Тот приграничный город Жданов переименовали в Мариуполь. И опять нас тепло встретили, теперь уже в Никополе, где жил известный тренер Анатолий Руденко, с замечательной супругой Валентиной и дочерью Викой. Две недели мы жили в этой семье, как дома. Где вы сейчас, Руденко?
Уверена, что у многих украинцев найдется немало теплых воспоминаний о нас, россиянах. И они тоже вслед за мной могут повторить монолог И. Николаенко – снохи всего чеченского народа.
Я, конечно, понимаю, что мои воспоминания слишком мелкие с масштабными интересами двух государств. Но я – дочь, сестра и мать. А у войны, как известно, не женское лицо.