Года два-полтора назад уход с работы нашего бессменного директора, учителя многие из нас приняли как большую трагедию. Помнится, навестив его в те дни со своей учительницей, подругой и старшей сестрой в одном лице, Гулей Абдулмажидовной, мы, обняв его, плакали, не стесняясь своих слёз. Кому непонятно, что дело не в том, что он простился с любимой работой, на которую он десятилетиями ходил как на праздник?
Это и наступление последнего этапа в жизни, это (как я слышала) и неблагодарность некоторых, кого он учил годами, это и свободное от работы время, с которым не знаешь что делать. А потом, словно это было предвестником несчастья, Джанбековых начали постигать одно за другим горести и беды. Болезнь одного из братьев — Рамазана, преждевременный уход из жизни самого младшего из Джанбековых — Хумаида (Дала гечдойла цунна!), сложнейшая операция невестки Умы… А потом случилось невообразимое — погибли сын и сноха Рамазана Забитовича. Казалось, уход из жизни Яхи, спутницы жизни Гамзата Забитовича, положит конец всем этим несчастьям.
Но сегодня жителей села оглушила новая горькая весть — ушла из жизни дочь Гамзата Забитовича — Раиса. Скоропостижно, неожиданно. Казалось, ковид не всех косит подряд, но он не пощадил эту полную сил, молодую (рука не поднимается назвать её женщиной, она для меня всё такая же юная, умная девочка), хорошую заботливую мать, дочь и сестру.
Может быть, я и эгоистка, но услышав об этой печальной новости, сразу перед глазами возник образ её отца, с опущенными плечами и полными слёз глазами. Именно для него это слишком тяжелый удар.
Подумала и написала своим контактам: « Как Гамзат Забитович выдержит эту утрату? И где ему взять силы выстоять?..».
Противоестественно, когда родители хоронят детей. Но, к сожалению, а, может быть, и к счастью, не от нас зависит выбор, кто раньше. Если бы это было так, все кладбища мира были бы переполнены пожилыми.
«Беда не приходит одна», — гласит народная мудрость. В дом Джанбековых постучалось горе, и оно не было одиноким.
Непривычно и больно видеть и Гамзата Забитовича, и Рамазана Забитовича такими убитыми. Нет, я не говорю, что они были людьми праздными, но степенными, уверенными в себе, опорой для своих семей и нас, учащихся и учителей — вот далеко не весь портрет братьев Джанбековых до постигшего их семью первого горя.
Мой отец говорил: «Утешение людей равносильно прогнившему бревну, поставленному для подпорки обваливающейся стенке».
Какие мудрые слова!
Ещё 12 июня 2021 года (в день 25-летия со дня гибели моего самого младшего брата и Вашего ученика), я была в отчаянии: «Прошло 25 лет, а я, самая старшая из детей, ещё жива», и по ватсаппу отправила Вам, Гамзат Забитович, полученный мною ролик от одного из своих контактов, чтобы Вы, посмотрев и послушав его, чуть-чуть успокоились, и еще с тем, чтобы Вы показали его и Вашему младшему брату Рамазану.
Не знаю, может быть, Вы, наоборот, раздосадовались: «Зачем мне сыпать соль на рану?». Но я сама периодически возвращаюсь к этому ролику и он помогает мне понять, что всё от Всевышнего.
Дала собар лойла шуна!
Дала гечдойла Раисина.