В пору моего раннего детства, а потом и в школьные годы, самым значимым, весовым человеком на селе был продавец в магазине повседневных товаров. А в те времена нуждам сельчан, да и горожан тоже, отвечали маленькие магазинчики, где продавалось все – от керосина и спичек до сандалий.
Помню дворик напротив, в котором помещалась, как сейчас сказали бы, торговая лавка. Почему-то я запомнила…хозяйственное мыло и керосин. Больше ничего. Магазинчикам заведовал Юнус Вагидов – он трагически погиб молодым (Дала гечдойла цунна).
Помню его вдову Написат, которая некоторое время продолжала дело мужа. Позже она уехала со своими тремя детьми в поселок Кяхулай. Ее нет сегодня с нами, пусть она пребудет в раю, а ее дети Заур, Маржанат и Руханият общаются со своими родственниками по отцу. Уже в Османюрте, работала семейная чета Ибрагимовых — Сираждин (Дала гечдойла цунна) и Маржан. Теперь и не пойму, но, почему-то, чтобы приобрести школьные тетради в магазине, с нас требовали не деньги, а…куриные яйца. Попробуй донести их из Симсира целыми и невредимыми! Но у меня была альтернатива – рядом жила моя единственная тетя по отцу (Дала къинхетам бойла цуьнах) и у нее водились куры. Может быть, позже или параллельно в Симсирском магазине на дому до самого конца работали Гучук и Яхмат Бакиевы (Дала эхарт нуьре дойла). Тройной ряд вдоль всей стены был обставлен жестяными банками с абрикосовым компотом. Были и слипшиеся конфеты-«подушечки» и «ириски», и неведомые нам, детям, шоколадки разных сортов и с разными названиями.
Сегодня мне смешно, когда говорят, что все сладости пропадали в магазинах из-за обилия. Нет и еще раз нет! У людей просто не было денег, чтобы потчевать своих детей печеньем и конфетами. А откуда им было взяться, когда в совхозе работа была сезонной? Торговлей же (вне магазинов), вернее, спекуляцией (нынешним языком коммерцией) занимались единицы. На свой страх и риск. Мы, совсем маленькие школьницы, скидывались и покупали ириски, а потом делились ими поштучно. Откуда были деньги – 3, 10, а то и 2 копейки? В школе бывал негласный рынок, где мы друг другу продавали, в основном, айву. Был и свой бартер: айву на…хлеб. Так что мы с детства проходили школу торговли. С меня, скажем прямо, «бизнес-вумен» не получилась и копейки давала мне мама (Дала саг1а дойла).
Позже, работая в школе, мы пользовались услугами Любы, которая могла помочь в выборе того или иного товара. Что ни говори, а работа в торговле имеет свой вес, ведь даже в самые провинциальные магазины поступали нужные и дефицитные товары и не все они доходили до покупателя, оседая в домах торговых работников.
Сегодня магазины почти в каждом дворе и нынешняя малышня, молодежь представления не имеет о том, что такое часами стоять возле двора (расписание не имело значения), а после 5-ти часов вечера закрыто все и вся. Не только магазины. Да, мы были босыми, иногда голодными, одетыми не по сезону, но были счастливыми, ибо родители были живы и они старались нас угостить чем-нибудь из магазинчиков. Это ли не счастье?