Роль социального педагога в школе

Как и в любых других науках, в педагогике тоже несколько важных и нужных обществу направлений. Одно из них – социальный педагог в школе. Хотя у нас данная специальность появилась не так уж и давно, этот работник выполняет одну из самых важных задач. Кроме ежедневной работы с детьми, он также занимается исследованием и общественной деятельностью. Чтобы узнать об этой работе поближе, я встретился с социальным педагогом Гимназии №2 г. Хасавюрт К.А.Басхановой. 
— Добрый день, Куржан Абдулхаджиевна. Расскажите, пожалуйста, кто такой социальный педагог в школе? 
— Это человек, выполняющий функции классного руководителя для учащихся всей школы. Но здесь, в отличие от учителя, основное направление работы – это разбор нарушений определенных правил, принятых для одной конкретной школы. Здесь он работает с теми учениками, которые входят, как говорится, в «группы риска». Также нередко проводятся беседы с их родителями. А при надобности, при сложных ситуациях, подключаются и компетентные лица, а это — классные руководители, завучи, директор, работники по делам несовершеннолетних и т. д. Социальный педагог для ученика одновременно является другом, помощником, посредником, адвокатом, советчиком и тренером. 
-Зачем он нужен в школе? 
-Цель деятельности социального педагога — социальная адаптация ребенка в обществе. Как мы знаем, все дети разные. У них своя психология, индивидуальное воспитание. Даже в одной семье они бывают разными. Поэтому создание благоприятных условий физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального направлений для развития их личности, оказание им всесторонней помощи в саморазвитии и самореализации, а также их защита в жизненном пространстве, является нашей первостепенной задачей. В нашей гимназии учатся более 1700 детей. Есть среди них дети-сироты, дети из неблагополучных семей, дети с трудным характером, дети с ограниченными возможностями. Ссоры тоже имеют место быть. Конфликты, драки, выяснения отношений среди учащихся и даже между их родителями, хоть и не в нашей конкретной школе, но тоже происходят. Конечно, в таких случаях подключаются классные руководители и завучи. Также есть случаи, когда проводят работу с родителями и остальными членами их семей: частые опоздания, прогулы, неуспеваемость, нарушения дисциплины, совершение правонарушений, драки, вредные привычки, плохое обращение родителей к детям.
Не секрет, что имеют место случаи напряженности в отношениях между учителем и учеником, сверстниками, родителями и детьми, родителями и учителями и т. д. В таких ситуациях на помощь приходим мы. В первую очередь, изучаем причины конфликтов, выслушиваем все стороны и находим пути решения. — Какие функции Вы выполняете? В чем заключается Ваша основная работа?
-К основным функциям социального педагога относятся профилактическая, защитно-охранная и организационная. Они включают в себя изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определение уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи; правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся; учебные и практические занятия, тренинги; создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях. Кроме этого, сюда входит и подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях; индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта; организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов КДН; обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися; контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями; организация школьных мероприятий; организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.
Что же касается нашей работы, то до сих пор мы сами готовили план работы на предстоящий учебный год. В этом году нам с ГУО направили уже подготовленную  программу, согласно которой мы должны работать на протяжении 2021-2022 учебного года. Он не сильно отличается от того, по которому работали мы. Основными направлениями в социальной работе с учениками у нас являются: формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика возможных нарушений дисциплины среди школьников; координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей; формирование у старшеклассников мотивации к продолжению образования; профилактика правонарушений; организация целевого досуга; психолого-педагогическое сопровождение учащихся, состоящих на ВШУ (внутришкольный учет); социально-информационная помощь; организация материальной помощи детям и семьям, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях.
— Какие встречи и иного характера мероприятия Вы проводите с учащимися и их родителями, в том числе и совместно с учителями?
— Социальный педагог участвует практически во всех мероприятиях, проводимых на территории школы. Также, по плану работы, почти каждый день выезжаю по домам из особой категории школьников, а это – неполные, многодетные, малообеспеченные и неблагополучные семьи. Здесь занимаемся изучением индивидуальных особенностей детей, социально-бытовых условий и социума по месту жительства. Также ведем учет успеваемости учащихся в конце четверти и правонарушений в школе. Совместно с классными руководителями каждый месяц проводим тестирование на тему «Уровень воспитанности». В школе посещаем классные часы, некоторые уроки. А на дому часто посещаем проблемных учащихся и осуществляем контроль за посещением занятий учащимися, состоящими на ВШУ и в «группе риска». 
Что же касается той работы, что мы проводим с родителями, то это — проведение индивидуальной беседы с ними об обязанностях по воспитанию и содержанию детей, о взаимоотношениях в семье, о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении. Если эти беседы не приводят к результату, то вместе с учителями, родителями и администрацией школы обсуждаем дальнейшие действия. Половина рабочего времени социальным педагогом должна выделяться на работу с детьми, а остальные часы – бумажная работа. Но в реальности выходит все иначе, так как нагрузка у нас большая. Нередко приходится выполнять обязанности других сотрудников. И это при том, что в школе, где учатся более 1700 детей, только один психолог и социальный педагог, хотя нас должно быть в три раза больше. Более того, с некоторыми родителями сложно найти общий язык, потому что большинство из них убеждены, что их дети ни в чем не виноваты. Нет, я их в этом не обвиняю. Каждый любит своих детей и считает их самыми лучшими. Но на успеваемости ребенка это сказывается крайне негативно. И это должны понять, в первую очередь, сами родители. 
-Спасибо Вам большое, Куржан Абдулхаджиевна. Вы, можно сказать, выполняете самую важную часть всей школьной работы с учащимися. Желаю терпения в выбранном пути. Здоровья Вам и удачи!