В последнее время искусственные неровности, именуемые в народе «лежачими полицейскими» или, просто, «лежачками», нашли широкое применение на наших дорогах. Изначально они придуманы для принудительного торможения и снижения скоростного режима на участках, где высока вероятность возникновения ДТП, в том числе и с участием пешеходов. Поэтому, в большинстве случаях, их устанавливают вблизи пешеходных переходов, рядом со школами, больницами, детскими садами и т.д. Понятно, их применяют для того, чтобы предотвратить несчастные случаи. Но, оказалось, минусов у них не меньше плюсов. Например, чем больше их количество, тем выше выброс газов, а это негативно влияет на экологию населенного пункта. Также увеличивается количество техобслуживания автомобиля т.д.На примере того, в каком состоянии находятся эти «лежачки» в черте нашего города, можно писать целые научные работы. В большинстве случаях, пренебрегают правилами их установки, то есть, в одних местах, где они должны быть, отсутствуют, на других же участках их слишком много. Но самое интересное – везде у них размеры разные. То слишком высокие, то ширина не соответствует параметрам. А в одних случаях они устанавливаются кустарным способом из подручного материала (глина, гравий, песок, бетон и т.д.). Скорее всего, многие из них возведены не специалистами, а живущими вблизи жителями. Как правило, итогом этих самодельных препятствий могут быть ДТП и непредвиденный износ подвески автомобиля. Также, так как по ним проезжают не только легковые, но и грузовые авто, под нагрузкой такие «лежачки» теряют свою первоначальную форму.
Чтобы узнать, как и где их устанавливают и по каким размерам, я обратился к начальнику Муниципального Казенного Учреждения «Управление Коммунального Хозяйства» г. Хасавюрт Арсланали Отархановичу Мустафаеву.
-С увеличением числа автомобилей, особенно, ежедневно заезжающих в г. Хасавюрт, на многих участках городских улиц наблюдается необходимость установки искусственных неровностей. Это вынужденная мера и направлена она на снижение скоростного режима, следовательно, для предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Установку их проводят согласно принятым стандартам (ширина должна составлять от 210 см. до 300см., а высота 7-8 см.), после чего наносится разметка и устанавливаются сопутствующие дорожные знаки. Они в основном делаются из асфальта в близи пешеходных переходов (по обе стороны), на загруженных перекрестках, рядом с торговыми центрами и социальными объектами, в общем, преимущественно на тех участках, по которым к нам обращаются наши горожане. Но, как мы видим каждодневно, на пропускной способности автопотока нахождение «гасителей скорости» сказывается негативно. При нынешней загруженности городских улиц, это отражается в проблеме с заторами.
Многие водители в черте города ездят с соблюдением скоростного режима. Но, к сожалению, есть у нас и такие, хотя их не так и много, кто любят давить на педаль газа. Из-за них, получается, мы вынуждены устанавливать искусственные неровности по всему городу.
Что касается самовольного возведения гражданами «скоростегасителей» по тем адресам, где они живут или работают, это незаконно. Если они хотят их, то нужно обращаться к нам. Здесь уже специалисты проведут анализ, и при необходимости подготовят документацию и установят соблюдая все нормативы, в том числе с разметкой и предупреждающими знаками. Для искусственных неровностей в частности, а также для безопасности дорожного движения в целом, в бюджете города заложены средства. Пользуясь случаем, хочется обратиться ко всем жителям, любое самовольное препятствие на дорогах – это нарушение закона. Поэтому, не действуя противоправными методами, обращайтесь в компетентные службы.
Касательно этой проблемы, я побеседовал с жителем поселка Заречный И. Исрапиловым.
-Из-за загруженности федеральной трассы М-29, по нашей улице ежедневно проезжают сотни автомобилей, в их числе и общественный транспорт, который подвозит покупателей к рынкам города. Она давно уже превратилась в одну из главных артерий города. У нас нет «лежачих полицейских» и некоторые водители пользуясь этим, едут очень быстро. Невозможно просто выйти и посидеть, подышать свежим воздухом. Из-за интенсивного потока автомобилей, поднимается пыль. Также существует опасность отпускать на улицу детей одних, очень высока вероятность наезда на них транспорта. Мы никак не против того, что к нам ежедневно приезжают столько покупателей, что по нашей улице проезжают много машин, ибо они имеют на это право. Поэтому, понимая их, не хочется обращаться к властям за помощью в установке «лежачек». Также, и мы хотим, чтобы проезжающие думали о нас, о местных жителях тоже. В настояшее время очень важно, сначала улицу асфальтировать, чтобы не было пыли, а потом уже, зная и видя некоторых «шумахеров» чтобы установили «лежачие полицейские». Поверьте, мы не хотим причинить кому-либо вред, нет, ни в коем случае. Я сам как водитель понимаю, что установка «лежачек» приводит к износу деталей по ходовой части автомобиля. Просто эта мера для нас необходима и жизненно важна.
По этому же вопросу я обратился и к водителю общественного транспорта г. Хасавюрта, который, в силу своей скромности не стал называть свое имя.
-Я сам ни в коем случае не против того, чтобы их устанавливали там, где это в действительности необходимо, т.е. рядом со школами и другими социальными объектами, там, где многолюдно, на опасных перекрестках и т.д. Но, если проехаться по городу, то во многих местах видно, что они находятся в ненадлежащем виде. Большинство из них очень грубые и без предупреждающих знаков. По этой причине, нам приходиться часто ремонтировать свои автомобили. Замена одной только рессоры, а из-за большого количества несоответствующих размерам «лежачек» они у нас приходят в негодность очень часто, обходится в более чем две тысячи рублей. Хочется добавить еще один немаловажный момент. В зимнее время проехаться по ним бывает максимально трудно, потому что на них собирается снег и слякоть, которые в последствии превращается в лед. А это добавляет «лежачему полицейскому» грубость. На некоторых из них отсутствует разметка, хотя это очень важно и они должны быть видны из далека (в данном случае речь идет о самодельных из них). Говорить о безопасности в таких случаях даже не приходится. Это очень большой риск как для водителей так и для пешеходов.
Здесь же хочу добавить слова нескольких мастеров по ремонту автомобилей. Вот что они говорят.
-При переезде «лежачки» на большой скорости происходит сильное сотрясение подвески. Чтобы максимально сохранить свой автомобиль в нормальном состоянии, нужно их проехать аккуратно. Но, несмотря на то, насколько тише едет водитель, большое их количество приводит к выходу из нормального состояния амортизаторов, пружин, рессор, шаровых шарниров, наконечников рулевых тяг, стоек и т.д., после чего водители должны тратиться на покупку запасных частей и на обслуживание. Поэтому, зная автомобили, как говорится, изнутри, можно твердо сказать, что «лежачки» негативно влияют на состояние авто, а это, не дай Аллах1, из-за непредвиденного износа расходных запчастей, может привести и к ДТП.
При подготовке этой публикации, не смог не обратиться к религиозному деятелю. Здесь я приведу слова имама с. Бамматюрт Хасавюртовского района Казбека Исаева.
-Не могу сказать что-либо касательно именно «лежачих полицейских». Если они устанавливаются для предотвращения ДТП, для безопасности водителей и пешеходов, особенно детей, то это в религии приветствуется. Со стороны властей, это вынужденная мера. Но злоупотреблять этими «лежачками» отдельными жителями в свою угоду недопустимо. Дорога должна быть свободной и чистой как для водителей, так и для пешеходов. Есть несколько хадисов Пророка (С.1.С) про вознаграждение в Судный день за устранение препятствий на дорогах, благодаря которому можно обрести довольство Всевышнего Аллах1а.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах1) сообщается, что Посланник Аллах1а (С.1.С.) сказал: — «Каждый сустав в телах людей должен давать садака каждый день, когда восходит солнце: проявление тобой справедливости, когда между двумя людьми возникает спор, есть садака; оказание помощи человеку, которого ты подсадишь на его верховое животное или которому подашь его поклажу, есть садака; и доброе слово – садака; и за каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве, тебе записывается садака; и устранение тобой с пути того, что причиняет вред людям, есть садака».
Из этого хадиса нам, в данном случае, важен последний пункт. Здесь имеется в виду удаление с дороги препятствий или мусора, которые могут повредить другим. Когда каждый из нас будет следовать этому наставлению Пророка Мухаммада (С.1.С.), то тогда мы не будем выбрасывать мусор на дорогах, а более того, будем очищать их и освобождать.
Со слов Хузайфы ибн Усейда (да будет доволен им Аллах1) сообщается, что Пророк (С.1.С.) сказал: — «На того, кто мешает мусульманам на дорогах, обязательно падет их проклятие». Также Посланник Аллах1а (С.1.С.) сказал — «Самые лучшие из людей – это самые полезные для людей». Поэтому, совершайте добро и приносите пользу окружающим. Заметьте, если за освобождение проезжей части полагается воздаяние, то за установку этих препятствий и загрязнение дорог человек может пасть в грех. И за это нужно будет отвечать перед Всевышним. Но с другой стороны, ездили бы некоторые из нас с соблюдением правил дорожного движения, без надобности не превышая скорость, то не было бы необходимости в установке этих «лежачек». Поэтому, со своей стороны, я хочу призвать всех водителей, проявите за рулем терпение и надобность в их установке отпадет как у властей, так и у жителей.
Послушав каждую из сторон данной проблемы, я пришел к такому выводу.
Да, проблема есть, и ее надо решать. Хочется привести свою, авторскую, хотя я не специалист и могу и ошибиться, оценку по данной теме. Решить возникшую для всех проблему, должны, на мой взгляд, все заинтересованные стороны вместе. Это власти, автомобилисты, местные жители и все остальные рядовые граждане. Как? Компетентные службы города должны своевременно проводить проверки уже существующих искусственных неровностей на наличие дефектов, износа, наличие предупреждающих знаков и разметки, а также проанализировать другие опасные участки городских улиц, чтобы в нужных местах их оборудовать. А там где уже нет необходимости их наличия или самовольно они возведены, убрать их. Водителям необходимо максимально снижать скорость своего железного коня, особенно в оживленных кварталах, во дворах многоквартирных домов, рядом с соцобъектами и т.д., для того, чтобы местные жители не обращались к властям с обращениями в установке искусственных неровностей. Также, с пониманием к происходящему нужно относиться и жителям нашего города, т.е. не устанавливать «лежачки» самостоятельно, а обратиться к городским службам, не преграждать путь для водителей самовольными строениями и, или другими преградами.