Неизмеримо больно писать о тех, кто ушёл в мир иной. Если быть честной до конца больно и…, неловко перед читателями, перед родственниками усопшего, словно ты ждешь смерти человека, чтобы о нем написать. Слишком часто стали покидать этот мир знакомые, родственники, друзья.Но у меня есть одно оправдание – о Розе Абдулмуталимовне я писала и раньше – о ней, о семье Абдуразаковых. Я знала её с 1967 года. Вдумайтесь – это целая жизнь и даже больше. Она, сразу после десятилетки, пришла в школу учительницей. Бог ты мой! Семнадцатилетняя девчонка нам казалась очень строгой воспитательницей, а ведь она была не намного старше нас, своих учеников. 1966-2021 годы отданы школе, детям. Целых 55 лет! Я помню все, Роза Абдулмуталимовна. Вашу трогательную заботу о себе во время поездки на Украину. От укачивания в автобусе я – «прозрачная» одиннадцатилетняя девочка чувствовала себя не лучшим образом, вернее, отвратительно. И только Вы одна ухаживали за мной, подбадривали.
Помню, красивые красные троечки по контрольной, которые Вы мне «дарили». Моя излишняя честность не позволяла мне списывать у одноклассников, а решать самой эти «темные» задания – это не про меня. Первый раз на моё молчаливое недоумение по поводу этой счастливой тройки на белоснежном листке, Вы громко, на весь класс заявили: «За честность! Румишка списывать не будет». Эта была высшая похвала. А как я мучилась с черчением! И не я одна. Истинный знаток своего дела, настоящий профессионал Вы сразу распознавали руку начертившего тот или иной чертеж.
Одним словом, Вас невозможно было обмануть ни в чём. Потом уже, будучи взрослой, работая пионервожатой в родной школе, я снова почувствовала Вашу заботу и опеку. Вы, оставаясь после уроков вместе со свое сестрой Тамарой, создали такой «Уголок», посвященный дружбе с украинцами, что он служил ещё немало лет. Сегодня я, конечно, понимаю, что Вы жертвовали своим драгоценным временем. Дети, домашнее хозяйство, учебные планы, проверка ученических тетрадей. Да разве всего перечислишь?!
Не устаю повторять: благородство и благодарность идут параллельно друг с другом, ибо у этих двух слов один корень: «благо». Как – то я подарила маленький платочек одной из Ваших дочерей. В течение десятилетий, при каждой нашей встрече, Вы напоминали мне об этом. По этому поводу хочу сказать; Ваши золовки часто повторяли: «Розе хочется всё дарить и дарить – она искренне радуется любому подарку и не забывает об этом.»
12 мая текущего года перебирая фотографии, накопившиеся в ящиках моего письменного стола, решила распределить их по селам, городу. Меня часто преследует мысль, что при непредвиденном случае они, «осиротевшие», могут остаться никому не нужными. Конечно, самыми близкими остаются односельчане, село, его жители, учащиеся и учителя родной школы. Среди всех, почему-то, выделила Вашу фотографию с ученицами 9 «в» класса Мадиной Османовой и Райман Эльдарбиевой, снятую 25 февраля 2002 года. И ещё одну на паспорт. Хочу сказать, что Вы ничуть не изменились за эти годы. Через три дня Вы покинули этот мир. Да пребудете Вы в раю, и да ниспошлет на Вас Свою милость Всевышний.
(Дала гечдойла хьуна)
Р. S. Роза Джабраилова Абдулмуталимовна принадлежала к той категории людей, которые с годами становятся лучше. Вернее будет сказать; облагораживаются. К большому сожалению, в данной трагической ситуации этот глагол применителен в прошедшем времени…
Слова известного чеченского поэта, нашего коллеги, ныне покойного Алвади Шайхиева (Дала гечдойла цунна), как нельзя лучше выражают мои мысли: «lожалло тешнабехк бо,
«Дахарна ког тосу цо».
Ваша вечная ученица
Руми СУЛТАХАНОВА.