З. Пашаева: «Образование – передовая сфера общества»

Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть ни что иное, как беспрерывно движущееся развитие и формирование себя. Именно памятуя об этой истине, мы сегодня беседуем с директором Бамматюртовской СОШ Заремой Юсуповной Пашаевой.

 

— О себе, родительском доме, семье…
— В жизни для каждого человека важно то, где и в какой семье он родился. Наше поведение и мировоззрение в дальнейшем во многом определяется регламентом, преподанным в ней.
Я росла в большой семье, у меня четыре брата и четыре сестры. Отец — Юсуп Кадырович Пашаев, участник Великой Отечественной войны, педагог по специальности, до начала войны закончил Хасавюртовское педучилище, после — историко-педагогический факультет ЧГУ. Работал заведующим семилетней Бонайюртовской школы, учителем и директором Бамматюртовской школы, парторгом в тресте «Промжилстрой», затем — заведующим отделом культуры и быта вайнахов газеты «Халкъан аз».
Мама — Умрайхан Пашаева, трудилась воспитательницей в местном детском саду.
Несмотря на сложную судьбу моих родителей, которая выпала на их долю (годы войны, депортации и послевоенной разрухи), мы выросли в любви, заботе и внимании. Они сумели дать нам хорошее воспитание и образование, и это явилось для меня моделью и примером семьи.
Старший брат Мухудин работал на приборостроительном заводе, был ударником труда. Его портрет был установлен на одной из улиц столицы. Имеет два диплома о средне-специальном образовании.
Брат Нурадин окончил Хасавюртовское педучилище, затем экономический факультет ДГУ. Работал учителем в Бамматюртовской школе, после – председателем профкома и директором Дагестанского консервного завода, являлся депутатом Верховного Совета РД, делегатом двух съездов народов Дагестана, заместителем председателя Собрания депутатов Хасавюртовского района. Занимался меценатством. Не один раз по вопросу восстановления Ауховского района, при содействии Р. Хасбулатова встречался в составе делегации с Б. Ельциным.
Али окончил Дагестанское государственное художественное училище. Художник.
Арслан закончил Нальчикский технологический техникум, по окончании которого получил квалификацию повара-технолога. Проработал в сфере питания шеф-поваром, заведующим столовой в разных городах.
Ася работала швеей после получения образования в Махачкалинском профессиональном училище.
Айсет и Заира закончили педагогические училища. Многие годы преподают чеченский язык и литературу в городской школе №9 и Бамматюртовской школе. В этом году обе награждены Почетными грамотами Управлений образования г. Хасавюрт и Хасавюртовского района.
Зульфия окончила Грозненское кулинарное училище. Имеет также медицинское образование. Работала социальным работником, затем художником-гравером. Ныне косметолог в медицинском центре в городе Кизляр.
Родителей уже нет в живых. Дала гечдойла царна! Однако, любовь, уважение и огромная признательность живут в наших сердцах. Пока хоть один из нас будет жив, мы будет возносить хвалу Всевышнему за то, что мы росли в родительской любви и в дуа просить даровать им милость за каждую минуту, потраченную в заботе о нас и прощения грехов. Об их страницах жизни знают наши дети и внуки, и чтят их, как реликвию.
Родительский дом…. Чем больше проходит лет, тем сильнее ностальгия по детству, по теплому родительскому дому…
— Что послужило выбору профессии педагога?
— Для меня не было вопроса выбора профессии. И, пожалуй, ни в детстве, ни после он никогда и не возникал.
В семье у нас много педагогов. Общий педагогический стаж на семью — больше 120 лет. Более 10 человек из молодого поколения нашей семьи имеют дипломы педагогов.
Хочу отметить, что на нашей улице жило много семей, где почти в каждой было по одному–два учителя. Это были очень культурные и достойные люди. Наличие вокруг людей благородной профессии, видимо, и стало для меня дополнительной мотивацией, чтобы стать педагогом.
— Современная школа – это… Инновации в системе образования и твое видение на перспективу…
— Д. И. Менделеев отмечал, что школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему образования.
Главная цель образования современного общества – развитие личности ученика, способного самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои возможности и достижения, то есть «учить учиться».
Современный учитель не должен останавливаться на достигнутом, обязательно должен идти вперед, быть ИКТ-грамотным. Пришло уже время электронных учебников и пособий.В распоряжении современных учащихся также имеются роботы-тренажеры для оказания первой помощи, робототехнические конструкторы, 3D-принтеры, цифровые лаборатории по химии, физике, биологии. Обучение старшеклассников в таких классах ведется по нескольким направлениям, среди которых медицина, ИТ, инженерия и другие. В нашем районе каждый год на базе школ открываются новые центры образования «Точка роста», в распоряжении которых есть такое оборудование. Такой центр открыт в 2021 году и в нашей школе. Каждый этап развития человечества требует внедрения инновационных технологий. Образование, как передовая сфера, в этом плане всегда должно идти на шаг впереди.
— Женщина-руководитель в педагогическом коллективе, на твой взгляд…
— Думаю, что женщина во главе образовательной организации в наше время – это реальность и актуальность. Сегодня мужчины не очень охотно идут работать в школу. Основной персонал в школе — около 92 % — женский. При таком гендерном раскладе мужчине-руководителю трудно психологически и ментально. Поэтому в последние годы в образовании наблюдается статистика повышения числа женщин, занимающих руководящую должность. Но, однако, хочу отметить, что, несмотря на данный факт, тут дело даже не в том, мужчина или женщина управляет организацией, а в том, как руководитель умеет принимать решения, быть коммуникабельным, рациональным, мотивировать и объединять коллектив, четко планировать каждое действие сотрудников, координировать их работу и осуществлять контроль над выполнением своих приказов или распоряжений.
— Роль родителей и общественных организаций в деле воспитания подрастающего поколения. ..
— Сегодня родитель — это такой же участник образовательного процесса, как педагог и обучающийся. Право родителей на активное участие в образовательном процессе впервые закреплено в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. Значит, родители обязаны не только обеспечить получение детьми общего образования, иметь право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения, но и должны участвовать непосредственно в самом процессе обучения и воспитания. Родители — это первая общественная среда, в которой оказывается ребенок. По мере взросления ребенка некоторые родители стараются делегировать свои обязанности в воспитании и обучении детей социальным институтам. Можно ходить в школу, состоять в РДДМ, стать участниками юнармиии т.д., однако, каждый родитель должен всегда помнить одно: главными педагогами являются и остаются на всю жизнь только они.
Как мы видим, наш мир сильно трансформируется, и мы оказались на ее первоначальном этапе не подготовлены к таким изменениям. Запретить полное использование цифрового контента было бы неразумно, он стал реальностью, которой успешно пользуемся мы все. Сегодня учителя в школе встречаются с такой проблемой, как отрешенность детей от реальности. Виртуальность краше, интересней, здесь можно быстрее совершать переходы во времени, в географии, стать участниками звездных войн и т.д. Поэтому многое зависит от профессионализма учителей и мудрости родителя в вопросах правильного и полезного использования ИКТ в воспитании и обучении, привития культуры в пользовании благами цивилизации. Нужно всего лишь взять на вооружение в преподавании и воспитании те же инструментарии, формы и методы, которые интересны нашим современным детям. Луддизм по отношению к современным гаджетам тут не поможет.
— О педагогах-коллегах…
— В Бамматюртовской школе трудятся 73 педагога, из которых имеют высшее образование — 49, звание Почетных работников — 5, отличников образования — 5, l квалификационную категорию — 12, высшую категорию — 5 человек. Коллектив нашей школы всегда отличался трудоспособностью и профессиональной компетентностью. У нас немало выпускников, успехами которых мы гордимся. Они частые гости в школе.
Около 30 учителей в данное время находятся на заслуженном отдыхе. Связь с ними не прерывается. В начале октября состоялась долгожданная встреча с ними, радость от которой не передать словами.
Есть в школе и педагогические династии. Любовь к учительскому труду передается в этих семьях из поколения в поколение, дети берут пример с родителей и продолжают их профессиональный путь.
Так, у Гули Альтемировны Евтемировой дочь Зульфия преподает русский язык, а Хеда — учительница начальных классов. Сын и дочь Арслахана Ирасхановича Мазлекова более 30 лет передают свои знания и любовь подрастающему поколению: Абуали занимает должность заместителя директора по УВР, а Яхимат трудится в начальной школе. Двое дочерей Лиды Олхузуровны Сетиевой Анжела и Линда обучают младших школьников. Географию и биологию в школе успешно преподают Мадина и Милана — дочери Марьям Рамазановны Султахановой. А Малена Саритова — дочь Мадины — учитель уже в третьем поколении. Мама Марият Умарпашаевна Абрекова и дочь Ларина бок о бок трудятся в старших классах. Любовь к преподаванию русского языка передалась Зарине Минтуллаевой от матери Хадижат Шейхахмедовны Лалаевой. Милана Мусаева продолжила профессиональную стезю учителя математики и физики своего отца Камала Испайхановича, а его племянник преподавал информатику. Ныне работает заместителем директора по учебной части ГБПОУ РД «Колледж инновационных технологий». Иман Султангереева переняла любовь к младшим школьникам от своей мамы Исирхалум Закарьяевой. Аймани Абрекова, как и мама Яхийта Ясиева, филолог  Яхья Джангойлаев — внук Юсупа Кадыровича Пашаева — учитель в третьем поколении педагогической династии Пашаевых..
— Роль и место СМИ в освещении работы в системе образования…
— СМИ в процессе образования и перспективах его развития в современном обществе должны играть не последнюю роль. Потому что пресса должна помогать мониторить мнение общественности, создавать благоприятную атмосферу для установления диалога между родителями, учащимися и педагогами, воздействовать на обоснованность выбора тех знаний, которые пригодятся детям в будущем. В силу этого стратегически важно, чтобы пресса подавала объективную информацию о существующем положении в образовании, мотивировало учительство на достижение больших результатов в работе.
Учитель, по сути, тот же ребенок. Поощряя и хваля наших детей, мы подчас сами остро нуждаемся в том, чтобы замечали наши успехи. Освещение работы лучших учителей в средствах массовой информации мобилизует творческие силы учителя.
Знаю, что с самого возникновения работники нашей газеты «Нийсо» проводят большую работу по освещению вопросов образования. Вы частые гости в школах. В этом мы чувствуем большую моральную поддержку с вашей стороны.
Пользуясь случаем, хочу поделиться радостью. В начале ноября наша школа получила школьный автобус в рамках программы модернизации школьной инфраструктуры. Наличие транспорта позволит улучшить условия обучения и организовать более комфортные перевозки учащихся.
При вручении ключей от школьного автобуса Председатель Правительства Абдулмуслимов поинтересовался, сколько учащихся в школе, сколько автобусов осуществляют их подвоз и какие наиболее острые проблемы стоят. Услышав, что в Бамматюртовской школе контингент детей составляет 890 учащихся, а транспорта, кроме получаемого на данный момент, нет, им на месте было дано распоряжение министру образования и науки РД Я. Бучаеву выделить еще одну единицу школьного транспорта и включить школу второй по списку по проведению капитального ремонта.
Указание А. Абдумуслимова встречено жителями Бамматюрта с большой радостью и вселило надежду на то, что проблемы школы будут решены. Хочу еще раз через вашу газету выразить огромную благодарность Управлению образования и администрации Хасавюртовского района, а также Министерству образования и науки РД и правительству РД за предоставленный школьный транспорт.
— Каждый ли «обладатель» педагогического диплома есть учитель, по сути и содержанию?
— Нет, не каждый получивший диплом педагога им является. И, как правило, очень малый их процент выдерживает нелегкий труд учителя. Учительская работа требует постоянной мобилизации внутренних ресурсов и готовности к обновлению содержания преподавания. Педагог должен не только учить, но и постоянно повышать свою квалификацию, быть психологом, мотиватором, новатором и лидером.
Мы живем в префигуративную эпоху, где взрослые учатся у своих детей. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старшее поколение. Поэтому учителю приходится быть впереди планеты всей.
В процессе работы учителю постоянно приходится сталкиваться не только с трудными детьми, но и с некоторыми трудными родителями, у которых свое патриархальное видение на обучение. Есть много других нюансов, требующих выдержки и сконцентрированности.
В школах, конечно, работают и «обладатели» дипломов, но любят свою работу и выдерживают только учителя по призванию.
Последний год своей жизни мой отец, Юсуп Кадырович Пашаев, работал с замечательным коллективом газеты «Нийсо». Наша семья сохранила огромное уважение к тем, кто был рядом с ним, поддерживал нас после отца. Хочу выразить огромную признательность и пожелать вашей компетентной и дружной команде больших творческих достижений, мира и добра!
Зарема Юсуповна, огромное спасибо на добром слове и за такую полезную беседу. Подводя черту, отмечу, что Демокрит писал: «Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям.» А у вас в работе есть конкретные дела, успехи и огромное стремление искренне служить выбранной профессии. Успехов вам на данном поприще.

Умар ЯКИЕВ, журналист

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля