«…Перед именем твоим…»

 

Говорят, в Китае нет дня Учителя, ибо китайцы считают, что все 365 дней в году принадлежат нашим учителям, справедливо и мудро считая, что учитель самый важный человек в нашей жизни. В самом деле, кто мы без них, без этих букв и цифр, которые, они же учат нас складывать в слова, а потом в предложения, затем в сказки, рассказы и целые произведения?

 

Каждый из нас, так или иначе, связан с этим днём. Все мы учились в школах и у всех у нас были свои любимые учителя. У них мы старались перенимать всё хорошее, им старались подражать во всём. Конечно, не обо всех остались хорошие воспоминания. Ну и кто мы, чтобы их судить? Многие наши учителя отдавали нам всё свое время-рабочее и нерабочее. Как знать, чем это им вылилось в жизни? Ведь они, посвящая себя нам, по большому счёту, обделяли собственных детей, многие из которых не одобрили и не поняли подвиг своих родителей.
Откровенно говоря, я часто задумываюсь над тем, есть ли сегодня такие самоотверженные учителя, какими были у нас — детей 50-х годов.
Сегодня диву даёшься: как им удавалось учить нас уму-разуму, найти подход к каждому ученику, распознавать наши способности и направлять на правильный путь. Конечно, в школьные годы, мы не понимали и не принимали их строгость, требовательность.
К большому сожалению, многих уже нет (Дала гечдойла царна). Среди них моя первая учительница — Беканат Саидовна. Я не помню какими качествами она обладала, но она-первая! Салах Тулпарович, который по пальцам считал: цхаъ, шиъ, коъ, для нас, несмышлёнышей, недавно вернувшихся с несправедливой высылки. Он, будучи кумыком, «вдалбливал» в наши головы эти нехитрые цифры на чеченском языке, Халжат Заирхановна — директор Симсирской начальной школы, при керосиновой лампе проводила с нами различные мероприятия, на которые с удовольствием шли даже наши родители. Галина Дрисовна никак не могла заглушить шум в классе, а мы дисциплинированностью не отличались. Потом уже появились свои местные учителя: эрудированный и интелегентный знаток литературы Адым Солтаханович, строгий, но справедливый и правильный во всех отношениях Гамзат Забитович, Рамазан Забитович – наш классный руководитель, которому мы беспредельно были преданны, аккуратная, научившая нас чистоплнотности, правильному письму Гуля Абдулмажидовна, Умар Хучуевич, благодаря которому мы сострадали дяде Томе («Хижина дяди Тома»), строгий Ильяс Чулиевич, спокойный и немногословный Магомед Гаджиевич, и совсем юная учительница математики Роза Абдулмуталимовна. Списыванию на ее уроках не было места, но она прощала нам неточности на своих точных предметах, Абдулалим Абдурашидович, Мадирсолтан Бакиевич. Все они дарили каждому из нас частичку своих сердец. И каких сердец! Абдулатип Абакарович, Владимир Игнатьевич, Лайла Махмудовна, Билал Болатович — учителя Боташюртовской школы оставили добрый след о себе прежде всего тем, что не разделяли нас на чеченцев и кумыков. Да, да тогда особенно остро это отражалось на взаимоотношениях учителей и учеников. Все хорошее, что в нас, учениках, есть заложено вами, учителями, а за негатив отвечают гены плюс воспитание и микроклимат в семьях. Спасибо каждому из вас, за частичку тепла, за каждую буковку, за каждую цифру, за сказки, за мероприятия, за экскурсии. У всех у вас тогда, наверное, были свои заботы, проблемы в жизни, в семьях, но это не отражалось на нас, детях. А мы? Мы, эгоисты, пользовались вашим временем, уверенные в том, что вы целиком и полностью должны принадлежать нам. Простите нас за эту уверенность с присущей вам шедростью.
И потому, в сотый раз повторяю слова Н.А. Некрасова:
«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».
Да пребудут в раю те, кто покинул этот мир, здоровья и долгих лет ныне живущим.

Ваша вечная ученица
Руми СУЛТАХАНОВА