«Мы за ценой не постоим…»

«Горит и кружится планета,Над нашей Родиною дым,И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим».
Б. ОКУДЖАВА

Действительно, не постояли и одержали Победу очень дорогой ценой. Низкий поклон, огромная дочерняя благодарность всем тем, кто ее ковал на полях битвы, в небе, на морях и океанах, на заводах и фабриках, на сельских полях. Спасибо тем медицинским сестрам, на своих хрупких плечах вынесшим с полей боев  раненых солдат и офицеров, врачам, в ужасных условиях  оперировавшим бойцов; разведчикам и подпольщикам, работавшим в невыносимых моральных условиях под бдительным оком оккупантов. Сколько их осталось лежать  на земле российской и части Европы!
К огромному сожалению, время властно над нами. С каждым годом редеют ряды ветеранов, а на нынешнем параде вряд ли кто из защитников Отечества 1941-1945 годов сможет встать в строй.
Но самое обидное, что мы, в должной мере, не ценили их подвиг. Каждому из нас взять бы под свою опеку бывшего солдата, медсестру, участника Ленинградской блокады, навещать их, хотя бы два раза в месяц, обслуживать, покупая товары повседневного спроса, продукты, медикаменты.
«Тимуровские команды» — и те остались в истории. А время неумолимо бежит вперед. Оно уже не позволит нам исправить наши ошибки, ибо те, перед которыми мы виноваты в своем бездействии, уже покинули этот мир. Они молча выносили наше бездушие, черствость, а иногда и хамство. Они отстояли нашу Отчизну и нас. И чем им ответили и Родина, и мы?
Самые страшные слова о человеке-брате, отце, сыне, которого ты ждешь – это «Пропал без вести». Это значит, что его дома ждут круглыми сутками, годами, десятилетиями и…не дожидаются. Мечтать увидеть его изувеченным, слепым, глухим, но живым. Хотя, кто бы из молодых бойцов согласился поменять свою героическую гибель на такую жизнь? Но мы, люди, эгоисты и не задумываемся над тем, каково жить, вернее, существовать в этом мире, не радуясь, не реагируя на значимые и незначимые события в жизни семьи, села, страны.
Исправляя единственно одно слово у Андрея Дементьева, можно сказать: «Сколько их в то дальнее село, мальчиков безусых не пришло…».
К великому сожалению, покинули этот мир ожидавшие встреч со своими сыновьями, братьями, отцами и мужьями.
Помню сгорбленную от невыносимой ноши – безвестности своего единственного сына Шихмурзы, пожилую женщину Хабат. Он воевал на Финской войне, а с отпуска попал в самую гущу Великой Отечественной. Мать с двумя дочерьми, молодой снохой, маленькой дочуркой Хаврой и недавно родившимся сыном Финляндом ждали Шихмурзу. А когда всю семью в 1944 году выводили со двора, Хабат не закрыла дверь и калитку, приговаривая: «А вдруг сын вернется и расстроится, увидев закрытым двор и дом…». Хотя, кто бы ей позволил хозяйничать в ей уже не принадлежащем доме?
Также годами ждали Ильяса Арслангереева – тоже единственного сына и брата двух сестер — Мархет и Марзет. Покидая родной дом, родители и сестры также оставили дверь и калитку незапертыми. Нет, не дождались… 
«Курский панфиловец» Ильяс героически погиб в тяжелейшем бою на Курской дуге. Но ни родители, ни сестры об этом не узнали. Для них он пропал без вести и поэтому до конца своих дней ждали своего единственного брата, сына до самой своей кончины.
Таких примеров миллионы.
И поэтому День Победы вызывает не только слезы радости, но и горечь потерь, несбывшихся надежд, нерожденных детей, неиспытанной любви. Ни одна мать, к какой бы расе или конфессии она не относилась, добровольно не отправит своего сына на войну, а, значит, и на убийство. Матери мира не виноваты в том, что политики затевают войны, а решают эту проблему с оружием в руках их дети. Войны уничтожают все живое, а восстанавливается вся эта разруха годами, десятилетиями. 
Отстаивание мира – самое святое, я – за мир во всем мире…