Не думаю, что ошибусь, если скажу, что вряд ли можно найти человека, который бы не любил слушать музыку и песни. Разве что глухой. Тут, как говорится, «на вкус и цвет…» — у всех они разные. Кто-то любит поп, джаз, рэп, шансон и т.д. Песня и музыка нас сопровождают повсюду, вне зависимости от того, что мы делаем и где находимся. Потому и неудивительно, что у каждого из нас свой любимый певец или певица. Ещё в 60-е годы прошлого столетия я отдавал предпочтение творчеству Валентины Васильевны Толкуновой. Её удивительный голос очаровывал миллионы слушателей большого Советского Союза, конечно же, и меня. Не случайно она вошла в тройку исполнителей «хрустального голоса Союза: Валентина Толкунова, Людмила Сенчина, Анна Герман». Её песни «Серебряные свадьбы», «Я не могу иначе», «Поговори со мною, мама» и многие другие до сих пор являются любителями её творчества. Валентина Толкунова не просто пела — она проживала каждую песню. Искренность — вот чем подкупала Толкунова поклонников своего таланта. И песни её запоминались с первого раза.
Богата и Чеченская Республика на прекрасных и талантливых певиц. Их немало, мы хорошо знаем и помним их имена. В этом длинном ряду особое место занимает Заслуженная артистка Чеченской Республики, народная артистка Ингушской Республики Луиза Салавдиевна Эльжуркаева, с кем на днях я встретился и задал ей ряд вопросов. Надо отметить, что у артистки очень плотный рабочий график и я три месяца ждал момента, когда она сможет дать мне интервью.
— Луиза, расскажите, где родились, что послужило толчком в выборе профессии и как отреагировали на это Ваши родители?
— Родилась я 22 февраля 1973 года в г. Грозный. Окончила школу № 37 Старопромысловского района г. Грозный. Ещё с детства горела желанием поступить в Грозненское музыкальное училище, о чем и рассказала своим домашним. Папа мой ушёл из жизни в год моего рождения, а в семье нас шестеро детей: три сестры и три брата, я самая младшая. Всех нас воспитала, вырастила и поставила на ноги наша мама. Меня в моем выборе поддержали все, кроме второго брата. Старший брат в это время служил в армии и старшие сёстры написали ему в письме о моём желании поступить в музыкальное училище. Так как он сам человек музыкальный (ещё до армии играл на гитаре и пел, да и сейчас играет, поёт, правда живёт уже в Австрии), то сразу дал добро и я в 1988 году поступила в Грозненское Музыкальное училище. В том же году создалась девичья вокальная группа «Жовхар» — (Жемчужина), под руководством заслуженной артистки ЧИАССР Аймани Айдамировой, известной к тому времени певицей. Несколько слов о том, как она создавалась. Наши с Аймани матери давно дружили и, как это принято, ходили друг к другу в гости. И как-то мы с мамой пошли к ним в гости. Пока наши матери сидели и беседовали за чашкой чая, мы с Аймани говорили о песнях, о сценической жизни и т.д. Я ей открылась, рассказала о том, как я мечтаю о выходе на профессиональную сцену. Она здесь же начала меня одевать в национальную форму, наводить макияж, чтобы посмотреть, как я буду выглядеть на сцене.Потом спросила меня, есть ли в музыкальном училище гармонистки и певицы. Я ответила утвердительно — это Хадижат Асхабова, Аминат Гилаева. Тогда она сказала, что придет со мной в училище и познакомится с ними.
Так и поступили. Потом уже по объявлению к нам из культпросветучилища присоединилась и Малижа Жантаева. И нас было четыре девушки в первом составе. Так просуществовал ансамбль до 1994 года. Из-за военных действий в Чечне он распался. Правда, в 2000-м году вновь возродился.- А как отразились в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности эти лихие годы?- В августе 1999 года в Дагестане шли боевые действия против членов международных бандформирований, вторгнувшихся в республику. В 2000 году военные действия перекинулись и в Чеченскую Республику. В том же 2000-м году наш ансамбль «Жовхар» гастролировал по городам России. А когда в очередной раз мы были с гастролями в г. Ярославль и, выступив там блестяще, приехали в Ингушетию, к тому времени мои родные уже находились тоже здесь, я нашла их. И мне надо было устроиться куда-нибудь на работу. Мы с сестрой вышли искать мне работу. Встретили диджея «Радио-Вайнах» и диктора чеченского телевидения Саидмагомеда Терлоева. Мы поговорили и я сказала ему, что соскучилась по работе, по сцене. Так, он меня отправил во Дворец культуры станицы Слепцовск (Ингушетия). Мы туда сходили и я устроилась на работу. А оттуда уже меня забрал Дикалу Музакаев, сказав: «Ты пропадёшь тут на самодеятельной сцене, тебе нужна профессиональная сцена — Государственный ансамбль народного танца «Ингушетия». И в данный момент я штатный работник и солистка этого ансамбля, а также работаю в Чеченском Государственном драматическом театре им. Ханпаши Нурадилова.
Мне бы очень хотелось отметить помощь людей, повстречавшихся на моём жизненном пути в трудные для меня годы — это директор ансамбля «Ингушетия» Магомет-Башир Хамзатович Досхоев, который принял меня на работу. Более того, зная, что я живу в Грозном и мне приходится ежедневно ездить туда на работу, он сказал мне: «Я знаю, что тебе нелегко каждый день приезжать и уезжать отсюда, не хватит и зарплаты. Ты будешь приезжать теперь по необходимости. Можешь сидеть дома и, если есть подработка, работать по совместительству. А зарплату мы тебе будем переводить на карту». С его стороны это, безусловно, поступок, который заслуживает внимания и огромной благодарности с моей стороны. Огромное и сердечное ему спасибо! Такая же ситуация и здесь, в Грозном. Если я раньше работала в Чеченской государственной филармонии, то сейчас устроилась на работу в драмтеатр им. Х. Нурадилова. Здесь мне очень помогла народная артистка ЧР, заслуженный работник культуры РФ, театральный режиссёр, поэтесса, певица, художественный руководитель государственного театра им. Х. Нурадилова Хава Лолиевна Ахмадова. Она не только прекрасный руководитель и профессионал своего дела, но очень внимательный и душевный человек. Конечно, я безгранично благодарна и ей за её тёплое отношение ко мне и ко всем нам.- Луиза, а какое выступление стало для Вас толчком на большую сцену?
— В 2007 году я поступила в педагогический институт (факультет искусства). И сольную карьеру начала тоже в 2007 году. В группе пела народные песни, а своя сольная в первом исполнении была у меня песня на слова Азима Юсупова, музыка Ильяса Эбиева «Хьуна къежа б1аьргаш» (Тебе улыбаются глаза). А потому эта песня мне очень дорога. — Я знаю, в Вашем репертуаре очень много песен. Какая тема занимает большее место?- В моём репертуаре в большинстве своем песни о любви к родному краю и лирические. Есть песни, наполненные патриотизмом, лирикой и любовью к Родине, где воспевается гостеприимство, шедрость и доброта человека. А в народных песнях отражается национальный характер народа. В них видна самая демократичная, доступная форма приобщения к музыкальному творчеству. Только в таких песнях можно постичь характер народа, его безмерную широту души. Они отражают и менталитет, и культуру,и традиции, а также духовную ценность чеченского народа.
— Луиза, как я понял, Вы участвуете и в театральных постановках. Можно узнать, какие это роли и спектакли?
— Участвовала в спектаклях в Чеченском государственном Драматическом театре им. Х. Нурадилова в 1991 году «Дела воцург накъост воцуш», в 2010 г. — «Баланийн Дагалецамийн Мох». Была приглашена режиссёром Марет Мускиевой сняться в главной роли Мамы в фильме из пьесы Ахмада Сулейманова «Нена б1аьрхиш» («Материнские слёзы»). Также в спектакле «Лаьмнийн лекха» («Выше гор»).
— В 2009 году была приглашена для участия в спектакле, в трагикомедии «Ша т1аьхь йина г1ала» («Город, построенный на льду») в главной роли правильной супруги по имени Санет.
Также участвовала в юмористических короткометражных съёмках «Ц1уц1и-Муц1и».
— Луиза, Ваши песни любят и слушают далеко за пределами Чеченской Республики. В чем, на ваш взгляд, секрет успеха певца?
— Секрет успеха, считаю, — это любовь и уважение народа к исполнителю, к его творчеству.
Для кого-то успех — это везение, для другого — долгая и кропотливая работа.
Сегодня профессия певца (вокалиста), можно сказать, одна из распространённых в мире. И чтобы покорить вершину музыкального Олимпа, необходимо иметь актёрский талант, чувство ритма и огромное желание. Иметь хороший музыкальный слух и прекрасный голос — это ещё не всё. Если певец хочет профессионально заниматься вокалом, ему, конечно нужен хороший педагог, который определит ваш тип, диапозон голоса и поможет освоить азы вокала. Затем следует долгая, упорная работа над постановкой голоса и развитием правильных дыхательных навыков. И это не только моё мнение…- Считаете ли Вы себя счастливым человеком?
— Для меня самое большое счастье — это здоровье моей мамы и всего человечества. Счастье, когда вижу счастливыми свою дочь и внуков; когда люди человечны и уважают друг друга. Сегодня, именно сегодня, нам это необходимо, как никогда. Счастье — это когда на Земле царит мир.
Для певца же счастье заключается ещё в признании и любви слушателей к твоему творчеству. Мне, например очень приятно видеть среди Грамот и Благодарственных писем, которые приходят в мой адрес даже из Дагестана, слова благодарности от старейшин-вайнахов, которые благодарят меня за те или иные патриотические песни, где говориться о вайнахском менталитете, о доброте и дружбе, о наших прекрасных традициях и обычаях.
— Луиза, огромное спасибо, что нашли время и ответили на мои вопросы! Я от всей души желаю Вам самых лучших перемен в жизни, невероятных успехов как в творчестве, так и в личной жизни. Пусть каждый день приносит Вам вдохновение! Здоровья Вам и всем Вашим родным и близким ! Мира, добра и благополучия Вашему дому !
P. S. Хочется добавить, Луиза очень скромная и богобоязненная женщина. Следует всем нашим обычаям и традициям. Особо хочу подчеркнуть один момент. За два часа нашей беседы, когда она рассказывала об Аймани Айдамировой, ни разу не назвала её имя, говорила «Айдамирова А.». Это имя сестры покойного мужа, — сказала она.
Я понял. У чеченцев не принято называть по именам родственников мужа. А это значит, она свято чтит обычаи предков.
Пусть Всевышний одарит каждую мусульманку таким прекрасным нравом!