Когда 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР, в Махачкале состоялся массовый митинг, на котором было заявлено, что махачкалинцы, как и всё население Дагестана, готовы встать на защиту Родины. Выступивший по радио с обращением народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса сказал: «Жители гор! Я призываю вас по примеру наших славных предков, не щадя своей жизни, бороться за свободу, за счастливую жизнь, за Советскую власть».
Всё для фронта! Всё для победы!
Тысячи представителей многонационального Дагестана обратились в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. Только за первую неделю войны число добровольцев превысило 3,5 тыс. человек. Небывалый патриотический подъем приняло массовое движение за создание фонда обороны – трудящиеся республики собирали для Красной Армии все, что могли, под девизом: «Всё для фронта! Всё для победы!».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» вся правоохранительная деятельность была приравнена к обороне страны, в этих целях органы внутренних дел и госбезопасности были объединены в единый орган НКВД ДАССР, который возглавил майор КГБ В. П. Медведев.
В целях пресечения подрывной деятельности вражеской агентуры в тылу СНК СССР принял постановление от 24 июня 1941 года «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов». Руководство их оперативной и боевой деятельностью возлагалось на органы внутренних дел. Приказом НКВД СССР от 30 сентября 1941 года был создан отдел по борьбе с бандитизмом (ОББ), который сыграл огромную роль в задержании бандитов и дезертиров. Также было принято постановление СНК ДАССР и бюро Дагобкома ВКП (б) от 28 ноября 1941 года «О мероприятиях по борьбе с дезертирством».
Связано это было с тем, что только с начала войны по апрель 1942 года милицией республики и чекистскими органами было арестовано 1400 дезертиров из Красной Армии и 2,5 тыс. человек, уклонявшихся от мобилизации. Переходя на нелегальное положение, они пополняли ряды действующих банд. Особенно пораженными бандитизмом оказались Цумадинский, Цунтинский, Дахадаевский, Сергокалинский, Касумкентский, Хивский, Табасаранский, Хасавюртовский, Бабаюртовский, Ботлихский, Буйнакский и ряд других районов. Действия бандгрупп носили антисоветский характер и были направлены на подрыв и дезорганизацию нашего тыла. О динамике роста бандитизма свидетельствует и то, что к 15 апреля 1942 года милицейско-чекистскими группами было убито в процессе перестрелки 36 бандитов, в том числе 13 главарей, арестованы 141 преступник и 146 их пособников.