В далекие-далекие времена мудрец сказал: «Бесконечно долго можно смотреть на две вещи: на горящий огонь и текущую воду». Если взять во внимание, что водоснабжение в жилище человека появилось не так давно, то огонь сопровождал его со времен пещерных убежищ. Со временем люди придумали для огня множество приспособлений. В этом длинном ряду, пожалуй, самым изящным и роскошным был и остается – камин.
Именно помня об этом, в начале своей профессиональной журналистской деятельности, под рубрикой «Двое у камина», я вел беседы со своими визави на самые животрепещущие темы нашего Бытия. В начале в «Халкъан Аз» (предшественница нынешней РОПГ «Нийсо»), а затем в другом издании — «Своя газета». Издавали мы ее с ныне покойным Вахарсултаном–хаджи Исмаиловым и журналистом Камилем Хункеровым.
Надо отметить, что интервью эти воспринимались с большим интересом и живо обсуждались. Значит, их читали, если были критика и отзывы.
Мысль возобновить свою рубрику меня никогда не покидала. Жаль! Катастрофически не хватает времени. С кем говорить, конечно, есть.
Теперь, в порядке информации, о самих каминах. Впервые они, говорят, как и многое другое, появились в Риме. Как сейчас принято считать, что все производится в Китае и, естественно, привозится оттуда.
В Россию камин, как и многое другое, привез Петр 1. И не каждый имел право иметь его у себя в доме. Такое разрешение давалось самим Императором боярам и дворянам, т.е. знатным и состоятельным в обществе людям полагалась такая роскошь.
Как ни парадоксально, но дальнейшему развитию каминов помешала ВОР – Великая Октябрьская революция (?!) 1917 года. Камины, в отличие от печей, большевиками были признаны предметом буржуазной роскоши и подлежали сохранению лишь в качестве элемента памятников архитектуры.
Сейчас, правда, все это уже в прошлом. Считаю вполне необходимым вернуть на страницы нашей газеты свое детище — рубрику «Двое у камина».
И, что самое удивительное, говорить мы будем обо всем, кроме политики. И еще. Вопросы преднамеренно остаются одни и те же, чтобы читатель имел возможность разузнать мнение самых разных людей на поднимаемые проблемы о жизни и ее сути.
Сегодня моим собеседником станет Гюлахмед Маллалиев, главный редактор РРГ «Зори Табасарана» «Этномедиахолдинга «Дагестан».
Напомним, что первый выпуск газеты под названием «Красный Табасаран» вышел в свет 5 мая 1932 года. Впоследствии название газеты менялось — сначала на «Колхозная жизнь», а потом — «Зори Табасарана». Она выходит в свет более девяноста лет. Безусловно, это большой срок, целая эпоха, которая была наполнена судьбоносными событиями, яркими достижениями и кропотливым трудом многих поколений журналистов. И это очень важная страница в жизни табасаранского народа.
— Английская пословица гласит, что глупцы строят дома, а мудрецы их покупают. Что бы Вы (или ты, как удобно. Впрочем, у нас, у чеченцев, нет обращения на «Вы») сказали бы по этому поводу?
Принято считать, что каждый уважающий себя человек должен построить дом, посадить дерево, соорудить колодец, воспитать сына…
— Обращения на «Вы» нет и у табасаранов, как и у других народов Дагестана. И это, Умар, думаю, не случайно. У многих кавказских народов людей уважали не за чины и должность, а за личные качества, и потому вместо подобострастного «Вы» использовали демократичное «ты», что подчеркивало равность людей как личностей, даже когда речь шла о родителях и детях. Это, конечно, не исключало истинного уважения к годам, мудрости, жизненному опыту, но оно выражалось совсем по-другому – не в словесном обращении, а в делах, поступках, искренней заботе, почтении.
Мне ближе восточная мудрость, нежели английская пословица. В табасаранской пословице говорится: «То, что сделано другими, дарует покой рукам, то, что сделано тобой – дарует покой сердцу». Лучше самому построить дом, вложив в него свою любовь и труд, ведь дом – это часть нашей жизни, место, где мы растим детей и принимаем гостей, и в нем должно быть хорошо и комфортно.
Что касается остальной части приведенной тобой восточной мудрости, то в ней намечена глубокая жизненная программа настоящего человека – это и трепетное обращение к природе, призыв восполнять ее (сажать деревья) и делиться с тем, что имеешь, с другими, так как водой из своего колодца пользуешься не только ты, но и соседи, сельчане, прохожие, и даже животные и птицы, и, наконец, призыв приносить пользу обществу – хорошо воспитанный юноша станет продолжением рода, крепкой ячейкой общества, защитником Родины.
— Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся, а где находим то, что ищем, странствуя по миру (тепло, уют, понимание, поддержка, сочувствие, сострадание).
— Я думаю, тут одно не исключает другого. Безусловно, домашний очаг – это своеобразный маяк в океане ежедневных жизненных проблем, сложностей и неприятных ситуаций; маяк, который манит нас своим теплом и светом, место силы, где мы всегда найдем поддержку, помощь. Однако то время, когда мужчина должен был пускаться в странствия, чтобы прокормить семью, уже прошло, и сегодня все мы уже в той или иной степени домоседы, и потому у очага, где мы постоянно пребываем, нам должно быть хорошо и приятно.
— Итак, говорят, что жизнь наша – это театр. В классическом понимании он-то начинается с вешалки. А с чего начинался Ваш (или твой) жизненный театр, т. е жизненный путь?
— Мой жизненный путь, конечно, начинался с домашних работ в большой традиционной табасаранской семье. Нас в семье 10 человек — 5 братьев и 5 сестер. У большой семьи, как известно, большие заботы, и потому у каждого из детей были свои обязанности. Общие работы выполняли вместе — заготовку сена, дров на зиму, полевые работы в саду и огороде. С братьями готовили строительный материал и возили его на быках из леса, откалывали от скал камни для постройки стен.
Помню, зимой на санках ездили на речку за постиранными сестрами паласами и одеждой и по склону тащили их, периодически дуя на окоченевшие руки. Тогда теплой воды, отопления, стиральных машин не было. Семья наша каждый год сеяла пшеницу, мы сами убирали ее, возили на быках на сельский ток, молотили, потому мякину и солому в больших корзинах из прутьев, а зерно в мешках отвозили домой.
Мои дети — дочь и сын, когда им было по 8-10 лет, часто просили меня рассказывать о детстве. На мой вопрос, зачем им это нужно так часто, ответили: «Папа, у тебя такое интересное детство было». Я тогда призадумался… Действительно, детство было насыщенное, нелегкое, конечно, но интересное. И я благодарен своим родителям — отцу Нурали и маме Севдет (пусть Всевышний введет их в сады Рая) за хорошее горское трудовое воспитание, которое мне помогло потом в жизни.
После 9 класса поступил в Дербентское педучилище, затем в Дагестанский госпедуниверситет, окончил оба на «отлично». Остался работать на кафедре литературы ДГПУ, там же защитил кандидатскую диссертацию. Преподавал филологические дисциплины практически во всех крупных ВУЗах Дагестана, за исключение технического и аграрного университетов.
Есть опыт работы и на государственной службе – пять лет работал начальником информационно-аналитического отдела Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД.
С 2017 года по сегодня возглавляю республиканскую газету на табасаранском языке. Параллельно занимаюсь наукой — исследую табасаранскую литературу в Институте языка, литературы и искусства им.Г.Цадасы ДФИЦ РАН, автор 4 монографий, работаю над докторской диссертацией.
— У кого есть друзья, говорят, нет друга…
— Дружба накладывает очень большую ответственность на человека. Если дружишь, то ты должен быть готов на многое ради друга, даже на самопожертвование. Нужно отдавать себя целиком, поэтому, если будешь дружить сразу со многими, от тебя ничего не останется, ты элементарно кончишься (смеется). А если серьезно, то я считаю, что умение дружить — это высокое искусство. И как не бывает мастеров-виртуозов много, так и друзья — это экземпляры штучные.
— Друг (антоним: враг, недруг, противник), если вдруг оказался у власти, бытует мнение, что он уже потерян (примеры).
— Это сказано про «друга». Настоящий друг, как я сказал выше, не мерит дружбу деньгами, должностями или выгодой. Он, оказавшись у власти, наоборот найдет возможность помочь другу, принести ему пользу.
Никогда не понимал человека, который всю жизнь жаждет славы и уходит навсегда, не насытившись ни тем, ни другим. Благодарен судьбе, что таких друзей у меня не было.
— Боже упаси меня от друзей, а от врагов я и сам спасусь. (Не возникала такая внештатная ситуация в твоей жизни?
— Была ситуация в студенческие годы. Мне даже вспоминать об этом не хочется… После случившегося мы тихо расстались. Дружба сама собой растворилась, потому что, как оказалось, ее и не было вовсе.
Хотя и принято считать, что истинная дружба познается с первого рукопожатия, но, к огромному сожалению, в жизни бывают совершенно разные ситуации…
— Как ни печально, но когда уже за плечами определенная жизнь и годы, число друзей не увеличивается. И все потери, к сожалению, безвозвратны…
(О друзьях, которых не стало, но с кем вам было комфортно).
— Хвала Всевышнему, люди, с которыми я дружу, еще здравствуют. Пусть Аллах дарует им долгую жизнь. Кстати, В.Гюго так писал про жизнь: «…Поистине в ней дорога не слава, не состояние, не талант, но возможность любить и быть любимым». Мне искренне хочется, чтоб мои друзья и коллеги, с кем мы работаем, общаемся, ежедневно жили именно такой жизнью. Здоровья нам всем и долгих лет жизни!
— А теперь о врагах. Ведь по их наличию судят о нас в обществе и в кругу наших друзей. Самый опасный враг, говорят, отсутствие врага.
Согласны ли Вы с этим? Да и есть ли они (враги) у Вас?
— Знаешь, Умар, многие из этих сентенций и крылатых фраз вошли в обиход во времена, когда люди жили в суровых условиях и им приходилось вести постоянную борьбу практически за все — за землю, за дом, за родину, за элементарное право жить на земле.
Сегодня, хвала Всевышнему, условия изменились и можно спокойно прожить и без врагов (смеется).
Я сам неконфликтный человек и не завистливый. Стараюсь помогать людям, делать добро. Поэтому врагов в классическом понимании у меня нет. Есть недруги и завистники, которые периодически пытаются напакостить. Но я не обращаю на них внимания. Что вовсе не означает, что я готов прощать и сносить нанесенные мне обиды.
— Подводя черту, что бы Вы сказали нынешнему поколению? Не в порядке назидания, а с высоты прожитых лет, как пожелание…
— Нынешнее поколение, к сожалению, не очень внимает советам старших. У них на все есть свое мнение; они удивительно прагматичны; убеждены, что все знают лучше, чем старшее поколение.
В этой связи мне вспоминается любопытное изречение Марка Твена: «Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Когда мне исполнился двадцать один, я был изумлён, как поумнел старик за эти семь лет!».
Я желаю молодому поколению быстро умнеть, уважать старших, ценить свои корни, историю, язык. И не прерывать кавказскую традицию оставлять вслед идущему поколению неподвластные времени ценности.
По мне, подрастающие поколения должны следовать горской мудрости: «Если хочешь сделать доброе дело, то сделай его сегодня, ибо никто не знает, что будет с нами завтра…»
— Если можно, пару слов о нашей газете (содержание, верстка, дизайн, рубрики, пожелания).
— «Нийсо», как и другие газеты, издаваемые на национальных языках — это уникальная еженедельная летопись жизни собственного народа, которая бережно сохраняет для истории имена, события, факты.
Я ознакомился с номерами газеты на сайте издания — интересные материалы, легкая подача, у газеты есть свой узнаваемый стиль, почерк.
Желаю вам оставаться востребованными, коллеги! Интересных тем и благодарного читателя!
И всегда помнить о том, что нет предела совершенству! Следуя этому принципу и будем работать, Умар, на благо многонационального Дагестана и нашей единой страны.
Умар Якиев, журналист



