На днях мы отметили 197-летие великого русского писателя, мыслителя, публициста и общественного деятеля Льва Николаевича Толстого. Его творчество охватывает не только художественные произведения, но и педагогические, философские, религиозные и публицистические труды.
Будущий писатель родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии Российской империи в дворянской семье Марии Николаевны, урождённой княжны Волконской и графа Николая Ильича Толстого.
Лев Николаевич не только русский писатель и просветитель: он боевой офицер, служивший на Кавказе и принимавший активное участие в Крымской войне, награждённый орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и медалями, основоположник религиозно-нравственного учения — толстовства, граф, член корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).
Мне же хочется поделиться с периодом его пребывания на Кавказе и произведениями, написанными здесь. Кавказский период жизни и творчества писателя датируется с 30 мая 1851 г. по 24 январь 1854 г.
В 1851 году под влиянием старшего брата Николая, уже начав писать «Детство», осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончиваеь первую часть «Детства» и отсылает в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.
Кавказская действительность расширила кругозор писателя и явилась мощным стимулом в его творческой деятельности. На Кавказе он тесно общался с широкими массами казачества, русских воинов, горцев. Здесь он осознал себя художником слова и создал свои первые произведения, вошедшие в золотой фонд русской и мировой литературы. В них молодой Толстой поставил на первое место проблему народа, русского национального характера и вопросы кризиса крепостнических отношений.
Живя на Тереке, Лев Толстой стал печататься в передовом журнале того времени «Современнике» и приобрёл широкую известность. Участие в Кавказской войне привело писателя к созданию цикла кавказских военных произведений. Военные кавказские рассказы Толстого явились подступом к созданию народной эпопеи — романа «Война и мир». Будучи уже известным писателем, Толстой говорил о том, что, живя на Кавказе, был одинок и несчастлив, и что «здесь стал думать так, как только один раз в жизни люди имеют силу думать». Одновременно писатель называет кавказский период «мучительным и хорошим временем», отмечая, что никогда, ни прежде, ни после, не доходил до такой высоты мысли.
«И всё, что я нашёл тогда, навсегда стало моим убеждением», — писал он впоследствии. В сборник вошли знаменитые кавказские произведения Толстого: «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», «Казаки», «Кавказский пленник», «Хаджи Мурат».
Надо отметить, что в те времена служба на Кавказе была опасной — шла война с отрядами горцев, объединившихся под предводительством Шамиля. Однажды Толстой чуть не попал в плен к чеченцам, когда их отряд двигался из крепости Воздвиженскую в Грозную. Под Толстым была очень резвая лошадь и он мог легко ускакать. Но он не оставил приятеля Садо Месербиева, мирного чеченца, лошадь которого отставала. Они удачно отбились и прискакали в Грозную.
Был ещё такой момент: Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почётнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию.
Он чувствовал себя одиноко, его не привлекало офицерское общество, его больше привлекали солдаты, в них он сумел оценить простоту, доброе сердце, стойкость и мужество.
В одном из сражений Лев Николаевич чуть не погиб: его,отбившегося от своих и попавшегося на пути горцев, чудом спас на коне верный друг его Садо Месербиев. Кстати, С.Месербиев ещё раз спас друга-писателя. Но только уже от полного разорения за карточным столом… Отыграл его карточный долг в 750 рублей (огромная сумма по тем временам), тем самым Ясная Поляна осталась за ним.
Лев Толстой стал кунаком (кровным другом) местному чеченцу, уроженцу Старого Юрта, военному переводчику Садо Месербиеву. Садо в знак великой дружбы подарил Льву Николаевичу свою шашку. А Лев Толстой отдал чеченцу свои наручные часы. Шашка ныне хранится в яснополянском музее.
Именно тогда Толстой увлёкся чеченскими языком и культурой. В его дневниках той поры имеются записи двух чеченских песен — это видимо, первые чеченские слова, изложенные кириллицей.
Лев Толстой навсегда покинул Чечню в январе 1854-го года. Однако чеченцы его и поныне хорошо помнят. В Старогладовкой имеется музей писателя с памятником рядом. Этот музей местные чеченцы спасли в 1990-е даже от террористов — не дали украсть ни единого экспоната.
В 1977 году село Старый Юрт стало именоваться Толстой-Юрт.
— Чеченцы благодарны Льву Николаевичу за то, что он, пожалуй, впервые в литературе показал в прозе Чечню, чеченский народ — откровенно, правдиво и прекрасно, — говорят тут сами нохчий.
На Кавказе Толстой сделал свой самый главный выбор в жизни — он стал писателем.
Подготовил Ильмади СОИПОВ