Предваряя обсуждение, вице-премьер указал на многочисленные обращения, которые поступают в адрес Правительства республики от жителей региона.
«Вопрос, обсуждаемый на повестке дня, не терпит отлагательств, он назрел давно. Рост цен на билеты сегодня волнует наиболее активное население республики, которое стабильно пользуется услугами аэропорта.
Конечно, все должны понимать, что туристический поток в республику в несколько раз увеличился, регион стал уже одним из самых популярных направлений отдыха. Спрос и предложения увеличились. Понятно, недовольство есть с этими ценами и будут всегда, они обоснованные.
Но сегодня на этом совещании хочу услышать реальные предложения, как может Правительство Дагестана повлиять на цены и какие меры принять. Давайте рассмотрим все возможные варианты для комфортного перелета пассажиров по доступной цене», — отметил вице-премьер.
Ситуацию прокомментировал руководитель УФАС по РД Каир Бабаев. Он рассказал, что еще в 2019 году было предложено уйти от динамического ценообразования и перейти к экономически-обоснованным расчетам стоимости билетов, но, с учетом действующих норм антимонопольного законодательства.
«До конца 2019 года нами была проведена большая работа. Мы посчитали все, изучили товарный рынок, возбудили дело по принципу «коллективного доминирования». Единственного монополиста мы не выявили, это 35% и выше, но в совокупности, 4 авиакомпании занимали тогда от 80% всего рынка.
Сделали все расчеты, средняя цена по затратам и по разделенным на количество привезенных пассажиров, цена билета варьировалась с учётом рентабельности в пределах 5-6 тыс. рублей. Соответственно, мы выдали им предписания о том, чтобы они установили цены на авиабилеты в соответствии со своей себестоимостью. Но наши действия авиакомпании сразу обжаловали в центральном аппарате УФАС России. В соответствии с требованиями 135-ФЗ УФАС России отменила наше решение, объяснив, что чем больше спрос, тем больше цена.
В данной системе сложно объяснить, с какого момента начинается формироваться повышение и понижение цен на билеты. Мы планируем запустить публичные слушания по данному вопросу в Государственной Думе», — заверил Каир Бабаев.
В свою очередь, генеральный директор АО «Международный аэропорт «Махачкала» Саид Рамазанов подчеркнул, что Международный аэропорт Махачкалы реализацией и продажей билетов на рейсы не занимается, все сборы и продажи их выполняют перевозчики, а потому на подорожание авиабилетов не могут повлиять и регулировать тарифную политику в сфере авиаперевозок.
«У нас из аэропорта в Москву ежедневно запланировано 20 авиарейсов, единственный конкурент по количеству рейсов только Минеральные воды, где поток больше, у них 21 рейс. Они ежегодно обслуживают около 5 млн пассажиров, когда мы принимаем свыше 2,5 млн человек, приближаемся к 3 млн.
Что касается цен, то стоимость билетов по маршруту Махачкала — Москва стоит 24 тыс. рублей, вылететь с Грозного – 31 тыс. рублей. Завтра уже с Махачкалы вылететь в Москву будет стоить 17 тыс. рублей. Самая дешевая цена – 15 тыс. рублей, меньше уже нет. Цена билета с Минеральных вод примерно такая же, как и из Махачкалы, с учетом разницы между нами в 800 км.
Самый дешевый билет в сентябре стоит в районе 5 тысяч, но все должны понимать, это уже совсем другой сезон. Если посмотреть цены на билеты в июле 2024 года – там цена уже 10 тыс. рублей, когда будет приближаться соответственно, и цена будет расти. Если бы у нас не было такого спроса на эти рейсы, то и цен не было бы.
Теперь к общему смыслу формирования этих цен, у авиакомпаний на сегодняшний день самолетов не хватает. Они ставят самолеты туда, куда не просто имеется спрос, а он еще и высокооплачиваемый. В сравнении с соседними республиками, то, например, если бы из Чеченской республики количество рейсов составляло столько же, сколько из Дагестана, то и там цены были бы такими же. Однако, на сегодняшний день из соседней республики вылетает всего 9 рейсов, 6 из них в Москву, – это очень мало по сравнению с Дагестаном, когда у нас только 20 рейсов в одну Москву, не говоря о других направлениях», — рассказал о причинах роста директор аэропорта.
Саид Рамазанов в качестве решения проблемы предложил вице-премьеру предусмотреть создание региональной программы субсидирования цен на авиабилеты по маршруту «Махачкала — Москва – Махачкала».
«Выход есть из ситуации– субсидирование цен на авиабилеты. Здесь можно выбрать студентов, инвалидов, малоимущих и многодетных семей. Авиакомпания круглогодично, по одному и тому же тарифу сможет осуществлять перевозки.
Если создать такую региональную программу субсидирования, то можно будет смело возместить часть стоимости билета, или запустить туристический кэшбек через Госуслуги», — озвучил Саид Рамазанов.
В продолжение темы, депутат Народного Собрания РД, председатель ДРО ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» Зульгимар Тагибова озвучила мнение, что проведенный анализ стоимости авиабилетов по направлению Махачкала – Москва — Махачкала говорит о явно нерыночном ценообразовании и необоснованном повышении стоимости билетов.
По ее словам, существующая система динамического ценообразования у авиакомпаний приводит к несправедливым завышениям цен на авиабилеты. Она отметила, что в одном самолете могут лететь люди, купившие билет заранее за 3 тыс. рублей, и люди, купившие билет за день до вылета за 30 тысяч рублей.
«Отдельно предлагаю предусмотреть льготные меры поддержки студентам, инвалидам и детям участников СВО», — предложила Тагибова.
Свою позицию по данному вопросу высказали также министр экономики и территориального развития РД Гаджи Султанов и представители министерства транспорта и дорожного хозяйства РД.
Выслушав всех докладчиков, вице-премьер отметил, что ситуация с конкуренцией и ценами на билеты остается сложной, подчеркнув, что необходимо сделать «шаг навстречу» в вопросах политики цен на билеты, а для этого важно присутствие представителей компаний-перевозчиков для более тесного взаимодействия.
С учетом озвученного, Ризван Газимагомедов поручил Минтрансу РД подготовить соответствующие обращения в Федеральную антимонопольную службу о проведении проверки объективности ценообразования на авиаперевозки по направлению Махачкала – Москва – Махачкала, в ОАО «РЖД» — о возможности в организации движения дополнительного поезда дальнего следованию по маршруту «Махачкала – Москва» в период туристического сезона, а также в Минтранс России – по созданию дополнительных условий для комфортабельных автобусных перевозок по данному маршруту.
Кроме того, Минэкономразвития РД совместно с Минфином РД и Минтрудом РД поручено проанализировать и представить предложения по субсидированию и оказанию мер государственной поддержки отдельным категориям граждан республики по авианаправлению Махачкала – Москва – Махачкала.