«Пропавший без вести» — юридический термин, определяющий положение человека, о местонахождении которого нет достоверной информации. Я, признаться, и не знал, что есть в календаре День пропавших без вести людей. И отмечается он во многих странах мира ежегодно 3 февраля. Статистика гласит, что в России ежегодно пропадает без вести около 70 000 человек. При этом в течение первых месяцев находятся до 80% пропавших взрослых и 90% детей. Разумеется, причин, по которой пропадают люди, множество. Это могут быть вооружённые конфликты, война, стихийные бедствия, крушения самолётов, судов и т.п. Как правило, пропавших принято разделять на две группы: те, кто, предположительно, остались живыми, но не могут или не хотят сообщать информацию о своём местонахождении, и те, кто предположительно погибли при обстоятельствах, затрудняющих или исключающих возможность обнаружения тела.
Мы знаем, что во время Великой Отечественной войны погибло очень много людей на полях сражений, в госпиталях, а также концлагерях. Надо отметить, что подсчёты пропавших без вести советских солдат в период Великой Отечественной войны ведутся до сих пор. Однако, при недостаточности информации и противоречивости некоторых данных, сделать это будет непросто. Дело не только в том, что это сложно и по многим из них нет сведений, таких, как, например, к какой категории их относят.
Взять, к примеру, категорию лиц, таких, как полицаи и власовцы, убитые партизанами и погибшие в боях с Красной Армией. К каким видам потерь их отнести — погибшим или пропавшим без вести? Или вовсе причислить к лагерю противника? Надо ещё учитывать и тот факт, что нередко боевые действии перемещались из одной местности в другую, при наступлении или отступлении частей, и не всегда успевали сохранять документы части. Они или уничтожались, или попадали в руки противника (это тогда, когда вся страна была охвачена войной (1941-1945гг.)).
Мне же хочется напомнить о пропавших без вести за две военные кампании в Чечне. Точнее, это была война, а не кампания, как некоторые считают, и она прошлась катком по маленькой Чечне. Территория небольшая, но, тем не менее, тут нет точных данных как о погибших и пропавших как с одной стороны, так и с другой. Называются разные цифры, поэтому не хочу озвучивать даже приблизительные, которые приводятся в соцсетях, по оценкам МО РФ, или МВД РФ и даже правозащитными организациями. Назову лишь устоявшуюся цифру пропавших без вести в Чеченской Республике за две войны (речь идёт о мирных жителях республики), которая приводится там. Сегодня называется официальная цифра — более 5 тысяч человек, но и она считается заниженной в разы. Большинство из них — люди, которых российские военные забирали прямо из дома. Приезжали на БТРах и УРАЛах, все подпадали под одно определение: «боевики». Это молодые пацаны от 15-16 до 60-ти и старше лет, которые никогда ни на какой стороне не воевали.
Бывали случаи, когда любого, не так посмотревшего на военных или сделавшего им замечания за нецензурные выражения, на месте расстреливали. Родственники и родители обращались к властям на местах, называли даже номера и серии военной техники, на которой увезли их родных. Но и тогда, и сейчас всё безрезультатно.
По сей день во многих чеченских домах родители ждут своих увезённых в «никуда» детей. Много матерей и отцов покинули этот мир, так и не дождавшись увидеть своих сыновей. Ждут и повзрослевшие уже дети своих отцов, которых однажды забрали без всякой причины, просто так. Как быть им? Они имеют право знать, живы ли их родственники,и где они находятся. Никто за этот произвол и беззаконие до сих пор не ответил.
Самое страшное — когда человек находится в неведении, жив ли их близкий человек или нет. Это когда человек засыпает с мыслями о своём пропавшем сыне или отце и просыпается с этими же думами… Когда болит сердце, не переставая, пока живёшь… Если есть могильный холмик, ещё как-то можно найти успокоение для души…
День пропавших без вести людей — это также день и оказания поддержки их семьям.
Самая лучшая поддержка тех, чьих безвинных родственников забрали и отвезли неизвестно куда — это вернуть их домой. Они наверняка сидят в тюрьмах с надуманными обвинениями. В правовом государстве безвинные люди не должны пропадать или томится в тюрьмах.
Мне хочется пожелать, чтобы каждая семья, живущая надеждой, наконец-то дождалась возвращения своих без вести пропавших членов семьи живыми и здоровыми.