Наполняет мир красотой

«Художник видит то, чего другие не видят, и делает видимым то, что другие не могут увидеть».
Антонио Гауди

 

Мне всегда доставляло удовольствие писать о художниках. Благо, они у меня есть в друзьях и я о них в разное время писал в газетах, освещал в своих телепередачах, когда работал на телевидении. Но писать о женщине-художнице мне пока не приходилось. А после того, как ознакомился с некоторыми её работами, я загорелся желанием написать о ней. Меня поразил большой охват тем и образов, оригинальность сюжетов, разнообразие стилей и высочайший уровень техники живописи.

 

Макка Тагировна Арбиева — так зовут героиню моего рассказа. У нас с ней состоялся часовой диалог в сети, где она ответила на мои вопросы.
— Макка Тагировна, расскажите о себе. Когда и как Вы пришли в искусство рисования?
— Родилась я, как и все мои ровесники, в Караганде, Казахской ССР, 14 апреля 1953 года. В 1957 году вернулись из мест депортации в своё родовое село Бено-Юрт Надтеречного района. Мне было всего 4 годика, но я очень хорошо помню почти всё. Не углубляясь в воспоминания, скажу только, что это были самые счастливые годы возрождения. Моя мама — героическая женщина в буквальном смысле — она Мать-героиня.
Нас в семье было 12 детей, сейчас осталось шестеро. В Караганде она была одной из первых женщин, работающих в шахте — это конец 40-х. Ей было неполных шестнадцать лет (несовершеннолетних туда не пускали), но она добилась, чтобы ей дали пропуск и, наравне со взрослыми мужчинами, работала в шахте, чтобы помочь семье в трудные годы депортации.
Мой отец был мельником. Когда мы вернулись на родину, сразу по приезду пошёл работать на мельницу в селе Знаменское. Ветхое, деревянное строение трудно было назвать мельницей, поэтому папа сразу приступил к строительству нового помещения и очень скоро на месте деревянной избы появилось двухэтажное кирпичное здание с фонтаном во дворе. Оно стоит там до сих пор и называют его «Таира хьейра» («мельница»).
Папа хорошо знал мукомольное дело, его мука была лучшей по качеству не только в нашей республике — даже с соседних республик приезжали туда люди.
Школьные годы я вспоминаю с умилением. «Восьмилетку» закончила в Наурской школе-интернате № 7. Отец большое значение придавал образованию, видимо, в селе не было русскоязычных преподавателей и он нас всех отдал учиться в интернат, где все учителя были русские.
В школе я была девочкой застенчивой, может, поэтому почти не играла со сверстниками, а большее время проводила в классе, постоянно что-то рисуя. А мотивировал меня мой старший брат Мовсар. Он очень хорошо рисовал, постоянно занимал первые места на разных конкурсах; на школьных стендах и во дворце пионеров висели его рисунки. Мне это очень импонировало. Я гордилась братом и пыталась подражать ему. Но у него были и другие таланты, в отличие от меня. И, когда стал вопрос выбора профессии, он выбрал вокал и стал оперным певцом (здесь речь идёт об оперном певце, заслуженном артисте СССР и народном артисте Чеченской Республики — Мовсаре Тагировиче Минцаеве, родном брате Макки) (авт.)
— Как складывалась Ваша дальнейшая творческая жизнь?
— А мой интерес к живописи рос вместе со мной. В школе мою тягу к рисованию заметили сразу и быстро нашли мне занятие по интересу.
Так, я стала классной, затем и школьной художницей. У меня был особый статус — мне дозволено было часами сидеть в пионерской комнате и заниматься своим любимым делом. Мне поручаали все стенгазеты, оформление клуба и классов на праздничные дни.
Был даже такой курьёзный случай — поручили мне нарисовать к празднику пионерии пионерский значок с портретом Ильича. Я старалась, как могла — нарисовала на картоне большой пионерский значок с портретом и вырезала его. На празднике он занимал почётное место и вполне прилично смотрелся там. Но у нас, как всегда, без ложки дёгтя не обходится: кому-то очень не терпелось донести это до руководства Управления образования (в советское время детям не разрешали рисовать портреты вождей, чтобы не было искажения).
И вот, приехала комиссия, чтобы разобраться — вызвали меня на ковёр. В кабинете директора шло бурное обсуждение этого инцидента, пока наш пионервожатый Николай Сергеевич не предложил им всё-таки посмотреть на предмет обсуждения. А когда принесли его, они были удивлены, что эта маленькая девочка нарисовала такой портрет! Все с облегчением выдохнули, — обошлось без наказания. И вместо выговора я получила грамоту. Была, конечно же, польщена тем, что всё закончилось поздравлениями.
— По окончанию школы в какое учебное заведение подали документы?
— 9 и 10-е классы я закончила в родном селе Бено-Юрт в 1970 году. После школы всё пошло не так, как я себе представляла. Просто некоторые бытовые проблемы и события изменили мои приоритеты и мечты стать художницей потихоньку затаились так глубоко, что, когда у меня появился шанс поехать в Москву поступить, я даже не попыталась этим воспользоваться, о чём до сих пор жалею. Это была непростительная ошибка. Судьба в буквальном смысле преподнесла мне такой счастливый билетик, а я не решилась…
Мой зять Муса Керимов, муж моей старшей сестры Розы, был Председателем Совета Министров Республики. У них дома часто бывали гости с Москвы. Как-то мы с сестрой обслуживали столичных гостей. Один из них увидел небольшой портрет на стене, написанный шариковой ручкой, и спросил, кто автор, а зять показал на меня и говорит: «Вот сестрёнка, художница наша».
Я засмущалась: «Какая я художница?! Так, малюю, балуюсь». А гость на полном серьёзе даёт мне свои координаты и настойчиво советует приехать с этой картиной в Москву.
Это был министр культуры. Я, конечно, сглупила, не поехала. Мои комплексы всегда мешали мне делать правильный выбор. Мне казалось, что меня переоценили, боялась не оправдать их доверие.
Позже я закончила Торговый техникум. Мой супруг тогда работал в Объединении «ЧИ-вино». Как раз там напротив в 1980 г. открывался ресторан «Океан» и он предложил мне работу в нем.
Там я проработала несколько лет и перешла в «Аэропорт», где протрудилась вплоть до первой войны в Чечне. Далее меня направили на учебу в УТО в Ростов-на-Дону.
Все же поступила в Нефтяной институт на вечерний факультет, но не успела закончить — началась война. Диплом получила уже позже.
После войны с 2000 г. я работала в Министерстве труда и занятости ЧР главным экспертом в отделе прогнозирования по безработице. Там в промежутках между отчётами находила время рисовать портреты наших сотрудников ко дням их рождения.
В 2009 году вышла на пенсию и мы уехали жить в Одессу, где я гуляла по Дерибассовской — место, где художники рисуют и продают свои картины. Меня туда тянуло как магнитом, я просто питалась этой энергией. Но всё хорошее, красивое когда-нибудь кончается.
Когда там начались беспорядки, мы вернулись домой, не хотелось снова пережить ужасы войны. На прощание решила оставить памятные подарки своим друзьям-соседям. Они у нас были очень хорошие — дружим до сих пор.
— В Одессе у Вас было время заниматься творчеством ?
— Там я впервые решилась написать портреты на холсте маслом, по-серьёзному. На Дерибассовской был магазин «Хата художника». Набрала весь арсенал для живописи, получила консультацию и мастер-класс от художника-консультанта там же, в магазине. Оказалось, что они раз в неделю проводят там мастер-класс.
Домой я пришла вдохновлённая и уверенная в себе. Первый же портрет пастелью получился у меня очень даже неплохо, как мне потом сказал тот самый консультант с магазина.
На следующий мастер-класс я снова пошла туда «вдохновляться» и портрет маслом тоже всем очень понравился. Это меня ещё больше стимулировало. Я поделилась своими успехами с родственниками, а они — со своими друзьями. А дальше всё пошло как-то само собой.
В Одессе я брала уроки у художника Виталия Дець и позже в Москве у известного художника Игоря Сахарова.
— Макка Тагировна, а когда Вы заявили о себе, как о состоявшемся мастере кисти?
— Первая совместная выставка с местными художниками у меня состоялась ещё в Одессе. Через год — в Калуге, затем — в г. Обнинске и в 2016 г. — в Грозном.
13 мая сего года состоится моя персональная выставка в Грозном, в Галерее им. А. Кадырова.
— Основой успеха является талант. Он определяет, какие умения нужны для достижения вершин. Вы всего достигли сами, не заканчивали художественные заведения. И талант у Вас есть. Что для Вас искусство ?
— У меня нет никаких званий и наград в искусстве. Так получилось, что я стала реализовывать свои детские мечты, будучи на пенсии, в 61 год. Искусство для меня — это самореализация. Ведь оно требует не только таланта, но и навыков. Сам творческий процесс меня вдохновляет и стимулирует на поиски и изучение новых техник в живописи, своего собственного стиля. Для меня это отличный способ расширить свой кругозор, постоянное состояние самореализации. Оно развивает не только видение, но и чувственность. Через спектр различных эмоций и впечатлений приходят разные образы и новые темы для творчества. Я не ограничиваю себя, пишу разные картины — я в поиске каждый день. Все работы для меня любимые. У всех своя история. Даже расстаюсь с ними тяжело.
— Вся Ваша семья богата талантами. Родители были настоящими работягами и детям передали любовь к труду, к выбранному делу…
— Да, у нас разносторонне талантливая семья. Но не все реализовались. Один Мовсар прошёл свой тернистый путь от Пищевого института до Консерватории и Большого театра. А я, хоть и поздновато, но всё-таки пришла к своей мечте.
Ещё племянница у нас художник — интерьерный дизайнер — и девочка моя очень талантливая. Она бы точно стала большим художником, у неё феноменальная зрительная память — уже в садике проявляла свой талант так, что все воспитатели были в шоке от её разных «творений». Но она тоже не пошла учиться на художника — закончила Московский Экономический Университет им. Плеханова.
Сегодня Макка Тагировна живёт в Москве, где полностью отдаёт себя любимому делу — рисует картины, выполняет заказы. Но и домой в Грозный тоже приезжает частенько. Пока живёт на квартире сестры. Свой дом у неё сгорел во время войны. Он был с большими просторными помещениями, где у неё была целая галерея. Бывало, смотреть её приходили с молодёжного Комитета республики, студенты, а также ученицы, которым она давала уроки рисования. Одним словом, жизнь бурлила.
Говоря о галерее-мастерской художницы, то она выполняла роль музейного хранилища, где находилось множество работ, как законченных, так ещё не завершённых.
Я, к сожалению, не имел возможности во всей полноте познакомиться с творчеством Макки Арбиевой. Но и то, что я видел, очень впечатляет. В присутствии таких шедевров мы все становимся лучше, чем обычно. Силой своего искусства она зажигает в людях огонь жизнелюбия и доброты. А поскольку именно она наполняет этот мир красотой и вносит большой вклад в искусство живописи, хочется поблагодарить её за возможность прикоснуться к прекрасному, пожелать ей новых творческих успехов !
Ильмади СОИПОВ

 

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля