Все мы знаем, что в чеченских семьях не было принято разведенным дочерям возвращаться в отчий дом с детьми, нажитыми в браке. В результате дети не одного поколения росли перед мачехами, которые не очень часто дарили ласки падчерицам и пасынкам. Что интересно, обделенные любовью мачехи, а, следовательно, и отца, повзрослевшие дети не всегда отвечают постаревшим родителям по заслугам. Здесь присутствует, наверное, «стокгольмский синдром», а по-нашему: «Не суди, и судим не будешь».
Да, наверное, так оно и есть. Но ничто и никто в мире не заставит меня понять родителей, пренебрегших своими детьми. Даже в самых благих намерениях. Какое, к черту, благое намерение, когда дети разлучаются с матерями по чьей-то прихоти? И какая она мама, если спит, ест и ходит по земле, когда глаза ее детей ищут ее – самого дорогого человека? Конечно, нельзя однозначно винить ее, здесь есть еще один персонаж – отец – беспечный, думающий только о себе, любимом. «Повесив» своих детей на шею родителей, он приводит в дом другую, а потом и третью и т.д. «Хорохорясь» тем, что он по древним обычаям вайнахов не отдал детей матери, не задумывается над тем, что его предки придерживались, пусть и суровых, но неписаных законов своего менталитета. А здесь присутствуют пьянство, наркомания, безделье, нежелание обеспечить семью самым необходимым. Так что, отцы-кукушки, ваша бравада – не тот случай.
Молодая женщина, вопреки всем законам своего народа, вернулась в отчий дом с дочкой-малюткой. Годами работала на родителей, братьев-сестер, боясь быть им обузой. А потом уже дочь прислуживала перед братьями матери и их женами, чувствуя себя здесь изгоем. Понятно, что девочка выросла неуживчивой, озлобленной. На сегодня ее мать, которая помогает дочери всеми силами воспитывать внука-инвалида, не слышит от дочери ни одного доброго слова. Во всем, получается, виновата мать – и в том, что развелась с ее отцом, и в том, что взяла ее, свою дочурку, с собой, что им приходилось прислуживаться в отцовском доме матери. И дочь совершенно не задумывается над тем, что сама оказалась разведенной с малышом-инвалидом на руках и также вернулась в дом матери. Но ее мама всю себя отдает дочери, внуку, помогает в доме и по уходу за ребенком. И все чаще чувствует недомогание, которое усугубляется презрительным отношением дочери. История неприятная, отвратительная.
Вот тот случай, когда палка о двух концах. Может быть, ей было бы проще, оставив малышку-дочь у отца, устроить свою судьбу?
Поэтому: «Не суди – судим не будешь».
С грустью думается о судьбе сотен представительниц своей национальности – разведенных, обездоленных, отчаявшихся…
Полосу подготовила
Руми СУЛТАХАНОВА