Родился Байсангур в с. Беной Чечни в 1794 году. По версии историка Д. А. Хожаева, в семье крестьянина Баршкъа из рода Эдди. Известно, что в 1825-1826 годах Байсангур принимал участие в восстании под руководством Бейбулата Таймиева. В 1828 году, когда Гази-Мухаммад был провозглашен имамом, примкнул к его движению. Аул Беной стал опорой Гази-Мухаммада в Чечне. Историк М. Н. Чичагова в 1889 году писала об этом. Жители этого аула, окруженного лесными дебрями, всегда отличались непокорностью.
В 1834 году Байсангур примкнул к национально-освободительному движению горцев Дагестана и Чечни, а в 1839 году его семья приняла у себя защитников Ахульго — Шамиля и его мюридов.
К 1846 году в боях с российскими войсками графа М.С. Воронцова наиб потерял руку и глаз, а в 1847 году в боях за Гергебиль ему пушечным ядром оторвало ногу. По мнению Ю. А. Айдаева, ногу Байсангуру ампутировал Н. И. Пирогов. Согласно народным преданиям, чтоб он мог держаться в седле, его привязывали к лошади.
25 августа 1859 года, после осады крепости Гуниб, имам Шамиль решил сдаться в плен. Категорически не согласный с решением имама, Байсангур вместе со своим отрядом все же прорвался через окружение царских войск и ушел в Чечню, вернулся в Беной. И около полутора лет еще воевал против царских войск. 17 февраля 1861 года, в стычке с отрядами генерал-майора Кундухова у местечка Бена-дук, в окрестностях Беноя, под Байсангуром убило коня, а сам наиб попал в плен вместе со своими сыновьями. Они были заключены в Хасавюртовскую тюрьму и в скорости преданы военно-полевому суду.
1 марта 1861 года Байсангур Беноевский был приговорен к повешению по приговору военно-полевого суда, состоявшегося по приказу генерал-майора П. И. Кемпферта. Казнь состоялась на площади Хасавюрта 3 марта того же года на том месте, где позднее была построена православная церковь. Остальные участники восстания, в том числе сыновья Байсунгура — Алхазур и Тахир – были сосланы в Сибирь.
Байсангур был повешен на шестиметровом столбу перед церковью (нынешняя построена в 1903-1904 г.г.), тогда была деревянная церковь – это была показательная казнь.
Не смирившись с этим, местные абреки отправили послание в родовое село Байсангура – Беной, но по установленным барьерам царских войск, родственники и односельчане не смогли добраться до Байсангура. Тогда местные абреки принимают беспрецедентное решение для тех лет – устраивают ночью кражу трупа Байсангура для его захоронения.
Удивительным был план, в котором участвовали шесть абреков и 11-летний подросток. Выкрав труп глубокой ночью, через три дня после повешения, они поскакали в сторону Кешень-Ауха. В погоне они потеряли убитыми два человека и тяжело ранен был тот 11-летний юнец. Не доходя до с. Алтмирзаюрт, они встретили путника, который направлялся в Хасавюрт с повозкой на утренний рынок. Когда путник узнал, что они везут Байсангура, он поклялся абрекам задержать погоню и действительно задержал. Но это стоило путнику жизни. Именно это время стало решающим для погребения поистине великого человека, Воина с большой буквы на великой и многострадальной земле Ауха.
Абреки, похоронив Байсангура и своих товарищей, не поставили надгробный камень, чтобы скрыть от властей место захоронения, и с помощью Аллаха это получилось.
Более полутора века его могила была скрыта. И вот, по прошествии 157 лет после захоронения, на этом месте 1 марта 2018 года был установлен надмогильный камень. Это кладбище с. Ярыксу-Аух в южной его части. Отметим, камень привезен из Чеченской Республики и он точная копия камня, установленного на могиле Героя России, первого Президента Чеченской Республики Ахмад-хаджи Кадырова.