Лихие девяностые, хотя и остались в прошлом, выносили на политическую авансцену множество достойных людей из каждого народа. Надо признать, что время, действительно, было не совсем понятное. Тревожное. Дерзкое. Жестокое. Неожидаемые события, к огромному сожалению, случались чаще, чем ожидаемые. Это тоже было приметой тех лет. Одни жили на широкую ногу, другие выживали… И, самое обидное, жизнь человеческая не стоила и ломаного гроша…
Буквально на днях, общаясь с заслуженным артистом России, певцом от Бога, актером, моим хорошим и давним другом, человеком добрейшей души Сулиманом Токаевым, наш диалог плавно перешел в те лихие девяностые…
Вспомнили истинных патриотов, которые жили и творили, трудились и воспитывали своих детей, соблюдая вековые традиции и обычаи нашего народа. В их числе Сулиман назвал Махрадзина Каттоева из чеченского селения Пседах. В настоящее время — это поселение в Республике Ингушетия.
ПСЕДАХ
Селение основано в 1711 году и до середины XIX века находилось в составе Малой Кабарды. Затем выкуплено у малокабардинских князей Бекович-Черкасских.
До 1944 года село являлось административным центром Пседахского района Чечено-Ингушской АССР.
В 1944 году, после выселения чеченцев и ингушей и ликвидации Чечено-Ингушской АССР, селение Пседах было переименовано в Аланское. После восстановления Чечено-Ингушской АССР населённому пункту было возвращено прежнее историческое название.
Что касается этимологии названия села, то выдвигается версия, согласно которой Пседах — искажённый вариант топонима, восходящий к кабардинскому Псыдахэ, что в переводе означает «красивая вода-река».
Селение расположено в западной части Малгобекского района и находится в 2 км к югу от районного центра Малгобек и в 35 км к северо-западу от столицы Ингушетии — города Магас. Кроме основной части сельского поселения, в состав муниципального образования также входят земли к северо-западу от города Малгобек. Граничит с землями населённых пунктов: Малгобек на севере, Сагопши на северо-востоке, Гейрбек-Юрт на юго-востоке, Батако — на юго-западе и Инарки на западе.
Населённый пункт расположен у северного подножия Сунженского хребта, в предгорной зоне республики. Южнее села возвышается вершина Мусакай (872,5 м), юго-восточнее — гора Бабало (818,1 м). Средние высоты на территории села составляют 445 метров над уровнем моря.
Гидрографическая сеть представлена речкой Пседах, берущей своё начало на северном склоне горы Мусакай. Западнее реки Пседах, также на северном склоне Сунженского хребта, берёт начало река Журуко.
Это, так сказать, для информации. Думаю, читателю это будет интересно.
Хотя мне, начинающему журналисту, в те годы пришлось общаться со многими известными политическими деятелями, наши пути–дороги не пересекались с этим замечательным человеком — М. Каттоевым, прекрасным семьянином, надежным другом, патриотом народа, Отечества и страны в целом.
Страницу за страницей перелистывая уже пожелтевшие от времени газеты тех лет, что выходили в Чечено–Ингушетии, мне удалось восстановить политический портрет Махрадзина.
Вот что пишет о нем мой коллега по цеху, журналист Алис Темирсултанов.
«Высокая похвала в устах чеченца сказать: «Он настоящий мужчина!». Таким был и останется в сердцах всех, кто его знал, Махрадзин Каттоев. Он не любил компромиссов, половинчатых решений. Знал, на что идет. Предчувствовал, что жизнь его прервется в этой трудной борьбе с бюрократической жесткой машиной советских чиновников, осевших на всех уровнях власти в республике.
В семье Каттоевых всегда царил особый порядок, присущий каждой вайнахской семье. Закон гостеприимства тут был приоритетным. Чувствовалось, что для детей, родных и близких авторитет Махрадзина был непререкаем. От него всегда исходила здоровая и доброжелательная аура. Он был уверен в своем пути. Его никогда не покидала надежда, что справедливость восторжествует.
Это не высокие слова. Именно таким я знал его. Каждый поступок этого человека являлся достойным примером для окружающих.
Интересы общества, народа он всегда ставил выше личностных. Мы поражались его оптимизму. Он добился, своей цели и в родном селе Пседах, было создано коллективное хозяйство для односельчан, в котором они могли честно трудиться и обеспечивать достатком свои семьи.
К огромному сожалению, такие люди–новаторы живут не долго. Как не печально, майским днем (26 числа 1991 г.) жизнь Махрадзина Каттоева трагически оборвалась…».
Вдове М. Каттоева — Бэлле Мутиевне пришлось предать земле и своих сыновей. Когда не стало, отца его заменил в руководстве колхозом сын Лом–Али, но и он погиб в январе 1992 года. Его брат Асламбек, сменивший Лом–Али, погиб в Грозном при бомбардировке в начале войны — в декабре 1994 года. Жизнь Мухарбека тоже оборвалась трагически – погиб в автокатастрофе в июне 1999 года…
Дочь Зарина в настоящее время живет и работает в Нижневартовске. Тимур обосновался в Грозном. Зарета — жительница Малгобека. Самый младший в семье Каттоевых — Заурбек — по сей день живет в родовом селе Пседах.
Даже будучи незнаком лично с Махрадзином и его большой и дружной семьей, на долю которой выпало столько горя, мне почему–то показалось, что я знал каждого из них. Ибо все они в своей недолгой жизни искренне служили обществу, народу, искали правду, хотели быть свободными и достойными сыновьями родного Отечества.
Именно в этом они видели свой человеческий долг и предназначение на этой земле. А долг всегда сводится к созданию внутренней мощи. По-иному жить Каттоевы не хотели и не умели.
Как тут не вспомнить слова В. Кузеня: «Долг и право – братья; у них одна мать – свобода. Они рождаются в один и тот же день, вместе растут, развиваются и погибают вместе».
Хотя искренне ратую за Свободу, но я не испытываю удовольствия, видя, что люди, вместе с прочими свободами, обрели свободу… от совести…
Люди никогда не могут быть свободны, если они не воспитаны для нее в семье, обществе, стране. И помимо всего этого самым важным является самодисциплина, самоуважение и самоуправляемость самого человека.
По данному случаю всегда вспоминаю роман известного российского писателя, главный герой которого занимался на работе сущей ерундой, но ему за это хорошо платили. Он умом понимал несправедливость ситуации и ему было стыдно за свою невыносимую легкость бытия (и дед, и отец его пахали, как проклятые), но от денег не отказывался. Зачем? Если они сами идут в руки.
В семье же Каттоевых истинный труд всегда ценился. Его любили и почитали, как старших в роду, в родном селе. Тут каждый считал своим нравственным долгом завоевать самостоятельность посредством своей деятельности и рассудка именно через каждодневный труд во имя людей и народа своего. Мне не интересны люди, которые не отдают себя всей душой избранному делу. Лично мне они кажутся ущербными… Если вначале их еще как–то жалел, теперь уже нет. Стараюсь обходить их. Считаю, мне с ними не по пути.
У Евгения Евтушенко есть такое изречение: «Людей неинтересных в мире нет». При всем уважении к великому мастеру слова, позволю себе с ним не согласиться. Есть люди-океаны, чья глубина неподвластна пониманию. А есть лужи — мелкие и неглубокие, с грязью на дне. Переступил и забыл. С такими никогда не сложусь в альянс!
Чтобы отдавать самого себя, нужно сначала обзавестись душой. Но она не выдается нам при рождении, ибо приобретается с годами, взращивается добрыми делами, впечатлениями и потрясениями. Как говорится, не познавший цену потерям и горю, не сумеет в полной мере оценить и радость.
К огромному сожалению, есть вокруг нас и такие люди, которые уверены: они будут счастливы только тогда, когда возьмут от жизни как можно больше. А реальность такова, что счастливы они только в тот момент, когда могут делиться и отдавать — самого себя или то, что имеют.
Именно по этому принципу и воспитали свою дружную, большую и трудолюбивую семью Махрадзин и Бэлла Каттоевы из чеченского селения Пседах, что в Республике Ингушетия.
Дети и внуки, традиционно собираясь в родительском доме, вспоминают их и ушедших так рано из этой жизни братьев. На все воля Аллаха, остальным надо жить. Именно в детях и внуках мы повторяем себя.
А подрастающему поколению Каттоевых есть с кого брать пример, чтоб достойно прожить свою жизнь. Счастья вам всем, люди добрые, и долгих лет жизни!
Умар Якиев, журналист
Фото из семейного архива