Семья – не главное.Семья – это все!
Майкл Дж.Фокс
Ничто, наверное, не сравнится с семьей, где человек родился, вырос и, как говорится, вышел «в люди». Многое, очень многое зависит от того, какая была атмосфера в семье, взаимоотношения между взрослыми, как велся быт и т.д.
Мы не замечаем, как дети копируют наши поступки, а потом, будучи уже взрослыми, проявляют их в своих привычках, образе жизни. Очень, я думаю, важно, чтобы в институте семьи были уроки надежности, уступчивости, честности. Естественно, в этом помогают или мешают дедушки и бабушки, отцы и матери.
Не менее важно и то, как мы принимаем невест, пополняющих количество семьи. Не секрет, что, в основном, они так и остаются невестами, не примкнувшими к новым родственникам или не принятыми ими. В том и этом случае, сей факт очень печален. Если невеста пришлась «не ко двору», естественно, возникает негатив – холодные отношения между «аборигенами» и «пришлой», и цепочка эта очень длинная: дети, наследуя неприязнь своей матери к родичам мужа, становятся рядом с мамой и особой любви к дедушкам и бабушкам, дядям и тетям не питают.
Могу похвастаться – каждая из наших снох в тот же день становилась членом семьи, их значимость всегда была на высоте. Не умаляя их заслуг, подтверждаю – это результат моих мудрых родителей, не деливших нас на своих и пришлых.
С первого же дня им доверяли во всем, взаимоотношения с нами, золовками, были и остаются очень доверительными. А для мужской части семьи они становились: для нашего отца – дочерьми, а для братьев – сестрами.
Наш отец (Дала гечдойла цунна) всегда считал, что нам очень повезло со снохами. Помню их диалог с мамой: заходя однажды с улицы в дом, где он позволял себе посидеть на табуретке возле ворот и где к нему присоединялись прохожие, соседи, отец сказал: «Слышишь (это обращение чеченских мужчин к женам), Альхьамдулиллах1, как нам повезло с невестками! Оказывается, в других семьях снохи ругаются со свекром и свекровью, проклинают их род и т.д.», на что мама, подтверждая, ответила: «Хвала Всевышнему, что он сжалился над нами», — и продолжила: «Если мы любим своих сыновей, должны уважать их выбор тоже, ведь они пришли к нам, чтобы жить всю оставшуюся жизнь в нашей семье».
Мы видели отношение родителей к ним и, как говорится, продолжали в том же духе. Такие позитивные отношения принесли свои плоды. Сегодня родителей нет с нами (Дала къинхетам бойла царах), но отчий дом для нас открыт всегда. Несмотря на то, что вот уже без трех месяцев 27 лет, как погиб самый младший из братьев Ахмед, его вдова Хасра в любое время привечает нас, сохранив домашний очаг, любовь и тепло в нем.
Йисита – «скорая помощь» во всех наших делах, она, как та самая золотая рыбка из сказки Пушкина, с той лишь разницей, что ее помощь не ограничена.
В тяжелые для всех людей на планете «ковидные» дни я «умудрилась» тоже заболеть. Все три недели, что пролежала в Ботаюртовской больнице, я ежеминутно ощущала ее любовь, внимание и заботу.
У Совдат всегда находились добрые слова для наших постаревших родителей. Она почти ежедневно навещала их, «приносила» разные новости, шутками-прибаутками украшала их невеселые вечера.
И я в тысячный раз благодарю своих отца и мать за их институт семьи, за то, что они оставили после себя не снох, а сестер; за то, что часто собираемся у братьев по очереди, не по обязанности, а по велению наших сердец. За то, что нам всем – детям, внукам и правнукам необходимы эти встречи, которые укрепляют нашу родственную связь. И я, чтобы не сглазить, завидую сама себе…