Чуть больше 20 дней остается до трагической даты для всех чеченцев и ингушей, когда их в холодную зиму 23 февраля 1944 года рано утром, в мороз, под дулами автоматов выгнали на улицу. И это в то время, когда вся страна отмечала 26-ю годовщину Красной Армии и где в то время воевали лучшие сыны чеченского народа, проявляя при этом мужество и отвагу. На сборы давали час, а где и полчаса. Я же хочу рассказать, как это происходило в Ауховском районе Дагестана. Мужчин собирали в школах и клубах, а женщины собирали детей и самое необходимое из вещей на дорогу: еду, тёплую одежду, т.е. то, что можно было взять в руки.
Тут же в сёлах семьи загружались в стоящие в центре села «студебеккеры» (американские грузовые машины). Всё это делалось под дулами автоматов солдат и офицеров НКВД, приехавших за три недели до этого, якобы, для учений в горной местности и жили в домах чеченцев. Их приняли как гостей, они ели всё самое вкусное, спали на мягкой и чистой постели. Откуда им было знать, что эти же самые «гости» очень скоро лишат их родины и отправят в неизвестность…
Чеченцы были погружены в товарные вагоны-скотовозки и отправлены по направлениям в Казахстан и Киргизию…
В ходе операции «Чечевица», проведённой силами НКВД, НКГБ и «Смерш» под общим руководством наркома внутренних дел Л. П. Берия, были вынуждены покинуть свои дома более полумиллиона человек.
Если говорить коротко о всех ужасах, которые пришлось им испытать в пути до места их расселения, отмечу, что умерло больше половины из репрессированных. Умерших в пути от голода, холода, отсутствия медицинской помощи выгружали на коротких остановках, где они и оставались лежать на снегу, на съедение волкам и другим хищникам. Многие умерли на местах заселения.
В первые дни прибытия в Казахстан мой отец Абдулла Соипов, участник финской и ВОВ, похоронил в один день отца и мать. Там же умерли моя 9-летняя сестра и четверо моих братьев 5, 4, 3 и 1 года. А в 1954 году родители переехали уже в Киргизию, где климат был немного тёплым. Там родились в 1955 году мой старший брат, в 1957 году я и в 1959 году сестра. Наша семья возвратилась на родину через три года, после выхода 9 января 1957 года Указа Президиума ВС СССР и Президиума ВС РСФСР о восстановлении Чечено-Ингушской АССР.
Мы, чеченцы Дагестана, вернулись на родину, но не в свои дома. В наших домах проживали лакцы. И наш Ауховский район не был восстановлнен. Он и теперь, по истечении 79 лет, называется Новолакским районом. И сёлам (кроме двух) не вернули их исконные названия. Более того, для нас, чеченцев, согласно специальному постановлению Совета министров ДАССР за № 254 от 16 июля 1958 года, был установлен специальный паспортный режим. Нас просто не пускали в наши села. Не разрешали даже покупать свои дома или строить новые в родных сёлах. А тех, кому через несколько лет всё-таки удалось купить или построить там дома, просто не прописывали в этих населённых пунктах, не принимали на работу, а их детей — в школу.
Всё это говорило о том, что новые хозяева совсем не ждали репрессированных чеченцев и планировали навечно обосноваться в чужих домах, пользуясь их имуществом.
Об этом свидетельствуют и другие факты. Осквернялись и грабились мечети и кладбища, даже надмогильные камни и те использовались для строительных и дорожных работ. А само руководство страны, во главе со Сталиным и его приспешниками, хотело и вовсе стереть из памяти потомков даже упоминание о проживании чеченцев испокон веков на Кавказе. К примеру, в Чечне жгли книги на чеченском и ингушском языках, из уцелевших удалялись упоминания о вайнахах, из музейных удалялись «неполиткорректные» экспонаты, уничтожались и расхищались рукописные книги и библиотеки, золотые и серебряные украшения, оружие, ковры, утварь, мебель и т.д.
Хорошо, всё это было при Сталине, но ведь он ушёл из жизни ещё в марте 1953 года… Наступила оттепель. Через 36 лет, 14 ноября 1989 года и 26 апреля 1991 года были приняты законы СССР и РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в основном дублировавшие друг друга. С одной стороны, они предусматривали «признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причинённого государством».
С другой стороны, указывалось, что «процесс реабилитации не должен ущемлять права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на данных территориях». Именно это противоречие привело к тому, что указанные законы не исполняются.
И всё же, после выхода Закона «О реабилитации репрессированных народов», решения III-го съезда народных депутатов РД было получено согласие с лакской стороны на переселение на новое место жительства. В том же году (1991) в Кумторкалинском районе на берегу Каспийского моря были выделены земли для переселения лакцев из Новолакского района.
На сегодняшний день уже построено, по официальным данным, 3054 новых дома, а в Новолакском районе, откуда должны были они уехать в «Новострой», освобождено всего 645 домов чеченцев. Это дома, построенные до 1944 года, сараи и земельные участки без строений.
Встаёт вполне резонный вопрос: «А кто въехал в остальные 2409 домов?». Ответ на поверхности. Я не хочу здесь оглашать длинный список руководителей сёл, их родственников и т.д., получивших по 3,4,5 домов в «Новострое» взамен одного оставляемого в Новолакском районе. Этот список мы не раз давали на страницах нашй газеты.
Очень много случаев, когда, получив новый дом в «Новострое», хозяин сам переезжает туда, а в доме, который он должен вернуть чеченцу, оставляет жить кого-то из своих детей. Или же, наоборот, семью отправляет, а сам продолжает жить в этом доме. Объяснение очень простое. Если в Новолакском районе могли жить в одном дворе и две, и три семьи, то в «Новострое» каждой семье с одного двора подавай по одному дому. Ну и, как вы думаете, если так будет проходить возвращение чеченских домов, сколько лет ещё понадобится, для полного восстановления Ауховского района. Да и выделенная территория в «Новострое» тоже не безразмерная. А ведь на строительство уже построенных домов по программе переселения лакского населения израсходовано около 11 млрд. рублей из федерального, а также из республиканского бюджетов!
Всем известно, что в Дагестане на сегодняшний день три лакских района: Лакский, Кулинский и Новолакский. Плюс в «Новострое одноимённые села, что и в Новолакском. А население у них примерно такое же, как и чеченцев Дагестана.
И ещё один немаловажный факт. Мы мусульмане и все богословы отмечают, что нет большего греха, чем жить в чужом доме, пользоваться его имуществом, есть плоды из дерева, посаженного хозяином дома, даже стоять под тенью этого дерева. .. А ещё говорят, что ни один намаз, совершённый в чужом доме, Аллах не примет, пока хозяин дома недаст на то разрешения. А с того трагического дня, когда чеченцы были подвергнуты самому жестокому геноциду и в их домах живут лакцы, прошло 79 лет. Неужели они, живущие в чужих домах, могут думать только о сегодняшнем дне и богатстве земном? Ведь всем нам придётся в назначенный срок держать ответ перед нашим Творцом! Вот об этом бы нам помнить всегда!