«Мама потом приедет…»

Я давно собирался написать об этой удивительной женщине, да все руки не доходили. И вот когда наш главный редактор в канун Международного женского дня  дал мне задание написать о труженице полей, ветеране труда,  я снова вспомнил о ней. Её судьба по своей трагичности   во многом схожа с родившимися в довоенные годы чеченскими  детьми. Гаибат Абдулбасировна Тагирова (Хасбулатова) — так зовут героиню моего рассказа, проживающую в с. Нурадилово Хасавюртовского района. Родилась она 23 марта 1937 года в селении Бонайаул Хасавюртовского района. Ей не было и семи лет, когда её вместе с родителями и со всеми живущими в селе жителями чеченской национальности погрузили  в скотские вагоны и отправили в неизвестность. Вот как она сама рассказывает об этом…

— Нас было пятеро детей у родителей: два брата и три сестры. Братья Хамзат и Мухтар были старше нас, из сестёр я была старшая, на несколько лет моложе была Хавра и всего семь месяцев было Зайнап. В вагоне было холодно. Мама, хотя и сама чувствовала себя неважно, старалась нас согреть, кутала одеялами. Через несколько дней, как поезд тронулся с Хасавюрта, мама тихо умерла. И на какой-то остановке её оставили лежать на снегу. Старшие братья пытались меня отвлечь, чтобы я не видела эту картину. Говорили, что мама потом приедет к нам. Я видела, как они тайком, пряча от меня, утирали слёзы. 
Нас привезли в Карагандинскую область г. Темиртау Казахской ССР. Вначале разместили в бараке. Там практически не было условий для проживания, особенно для маленьких детей. И двух моих маленьких сестричек забрали в детдом. Через пару лет, когда исполнилось 6 лет, отец забрал Хавру, после и Зайнап.  В  13  лет пошёл работать на металлургический завод старший брат Хамзат. Следом, через пару лет, и второй брат Мухтар. 
Отцу трудно приходилось с малыми детьми — он женился. Так у нас появилась мама, которая подарила нам двух братьев там, в Казахстане, и сестру по возвращению домой.Время шло, семьями обзавелись старшие братья, я также вышла замуж. В 1958 году у меня родился сын, а в 1960 году мы вернулись в Дагестан. Первые три года жили в пос. Мичурина, где я работала на питомнике. В 1963 году переехали в новое строящееся село Нурадилово. Здесь я работала в течении 29 лет в детском садике в прачечной. А когда врачи мне порекомендовали менять работу из-за постоянно влажного климата в помещении прачечной, я более 15 лет проработала гектарницей на поле, выполняла и  перевыполняла план по сдаче овощей. Супруг  Саид до ухода на пенсию работал  механиком в автотракторном парке с. Нурадилово. 
— Гаибат, я знаю, Вы привыкли всю жизнь работать. Вот уже тридцать лет, как Вы на пенсии. Каково быть пенсионеркой?
— Мне уже 86 лет, но я не сижу, сложа руки. До недавнего времени я держала небольшую теплицу (томаты). Реализовывала рассаду томатов. Да и в огороде у меня всегда росли огурцы и помидоры. И в настоящее время у меня ещё с осени посажены лук и чеснок. Час назад я только пришла с огорода, где вносила в почву семена лука. Так что скучать не приходится.
  Мне хочется отметить, что Гаибат я знаю всю свою сознательную жизнь. Её покойный супруг Саид Тагиров приходился мне дядей, двоюродным братом моей матери. И я часто с мамой и без неё бывал у них дома.  Она была прекрасным поваром. Никто в селе не готовил вкуснее плова, чем она. Могу добавить и то, что в селе, по крайней мере в границах старого села, мало найдётся домов, у кого  бы она не готовила на свадьбах и других мероприятиях плов и другие национальные блюда. Её приглашали и она никому не отказывала.
 — Гаибат, в последнее время я редко вижу Вас, как Вы себя чувствуете?
— Я, когда чувствовала себя чуть лучше, не сидела дома, могла поехать и в город, и в соседнее село в гости к сестре, брату и т.д. Сейчас ноги не слушаются, дальше огорода не выхожу. Если буду лежать дома, так и останусь прикованой к постели. Хотя мне давно пора в мир праведный, где покоятся мои братья Хамзат, Мухтар, Ваха, Султан, Хусейн, сестра Хавра. Сегодня у меня остались две младшие сестры и младший брат. Дай им Аллах здоровья! Самый старший брат Хамзат умер в 24-летнем возрасте в 1958 году в Казахстане. Он был очень ценным работником, работал на участке «Союзтеплострой», принимал участие в сооружении высотных дымососных труб хлебозавода, завода синтетического каучука и Казахского металлургического  завода. В последние семь лет бывший трубоукладчик трудился в мартеновском цехе. Его рационализаторские идеи внедрялись на разных участках. О нем писали местные и республиканские газеты. Я дважды побывал в Казахстане на его могиле.
Второй брат Мухтар умер уже на родине в автокатастрофе. Так же в ДТП погиб мой единственный сын Джаниг с супругой Лизан. У них остались двое маленьких сыновей Джабир и Джамбул. Их я воспитала и подняла на ноги. Оба женаты и воспитывают своих детей (Гаибат держит, поглаживая в руках, их фотографии). А маму свою я и не помню. У нее нет могильного холмика и неизвестно, где она осталась лежать… (было видно, как тяжело ей всё это вспоминать, но она не выронила ни одной слезинки, потому что их не было — все выплакала).
Говорят, Всевышний даёт человеку столько испытаний, сколько он сможет вынести. Да, конечно, одним из столпов имана является вера в предопределение судьбы, что всё хорошее и плохое происходит по воле нашего Создателя. И Он испытывает своих рабов. Когда это осознаёшь, на душе легче становится. На долю этой женщины их выпало слишком много. И всё же она не сломалась, не пала духом, находила успокоение в общении с близкими людьми, а также за работой. Гаибат с супругом Саидом вырастили и воспитали сына и трех дочерей. Сегодня Роза, Шарапат и Лариса также живут в своих семьях, имеют  детей и внуков. А у Гаибат более десяти внуков, внучек и правнуков.
В этот Международный женский день хочется поздравить Гаибат с 8 марта! Пожелать ей безграничного здоровья, жизненных сил и долголетия! В Вашей жизни было много доброго и горестного, но пусть в памяти останутся только светлые воспоминания. Вы — настоящая гордость, пример и идеал женщин!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля