Человек огромного таланта и печальной судьбы…

В этом году исполняется 85 лет, пожалуй, самому неординарному русскому писателю ХХ века, автору поэм, романов, эссе и очерков Венедикту Васильевичу Ерофееву, которого называли человеком  огромного таланта и печальной судьбы. Автор прозаической поэмы «Москва-Петушки» обладал удивительной способностью пить и не терять хороших манер, а также продолжать сочинять литературные произведения. Кстати, у нас в стране он стал больше известен по его произведению   «Москва-Петушки».  Будущий писатель родился 24 октября 1938 года в посёлке Нива-3 под Кандалакшей, что в Мурманской области. Венечка был пятым ребёнком в многодетной семье начальника железнодорожной станции Василия Васильевича и домохозяйки Анны Андреевны. Перед войной семейство эвакуировали в Нижнюю Тойму Архангельской области. На новом месте устроиться было непросто, да и еды постоянно не хватало. Анна Андреевна вместе с детьми решила вернуться в родные края. Репрессивная машина тех лет добралась и до Кандалакши — в 1941 году был арестован дед Венедикта — Василий Константинович. Он отказался предоставить лошадь в пользование советского офицера, за что был арестован и посажен в тюрьму. Проведя там несколько месяцев, старик скончался. В конце войны был схвачен и отправлен в лагеря отец Ерофеева, которого обвинили в антисоветчине и вредительстве. 
Детские годы Вени были голодными и мрачными. Несмотря на множество бытовых проблем, мальчик рано выучился грамоте и все время что-то записывал на клочках бумаги. В сентябре 1941-го Ерофеев вместе со своим старшим братом отправился в первый класс, причем с одним ранцем на двоих. К 1947 году Анна Андреевна  с детьми осталась без средств к существованию. Она поехала в Москву на заработки, а младших отдала в детский дом. 
Венедикт Ерофеев окончил школу с золотой медалью и в 1955 году без экзаменов поступил в Московский государственный университет, на факультет филологии. Он жил в общежитии, где познакомился с интересными людьми, в их числе — советский филолог, литературовед и переводчик Владимир Муравьев, оказавший влияние на литературные взгляды будущего писателя. В 1957 году Венедикта  отчислили из университета за неуспеваемость и систематические прогулы. Он устроился подсобником в строительное управление «Ремстройтрест». В общежитии организовал литературный кружок, где молодые рабочие читали стихи, а Венедикт — отрывки из классической литературы. Из-за этих собраний Ерофеева уволили с работы. Следующие два года провел на Украине, а в 1959 году вернулся в столицу и поступил на филологический факультет Орехово-Зуевского педагогического института, где начал выпускать литературный альманах. В 1960 году студента Ерофеева отчислили. В течении следующих лет Венедикт менял работу, как перчатки. Пытался продолжить образование, поступал во Владимирский и Коломенский педагогические институты, хорошо учился, получал повышенную стипендию. Но дисциплина страдала, и его выгоняли.
Конечно, здесь в первую очередь надо учитывать тогдашнюю советскую действительность: нет ничего удивительного, что В. Ерофеев нигде долго не задерживался.
И, тем не менее, он стал автором пяти законченных книг, но после его ухода остался ещё ряд незавершённых произведений. Первым литературным опытом писателя стали «Записки сумасшедшего», которые он начал собирать ещё в ранней молодости. Это был своеобразный дневник, куда Веня записывал свои мысли — от высоких идей до низменных мечтаний. Впервые книга вышла в начале 2000-х, но в урезанном виде. Полную версию опубликовали четырьмя годами позже. 
К 1970 году писатель закончил работу над своей самой известной книгой — «Москва-Петушки». Поэма стала почти автобиографией, повествующей о герое по имени Веня. Молодой человек отправился на электричке на встречу возлюбленной с ребёнком, но по пути изрядно напился и выяснил, что ехал в противоположном направлении. Оказавшись в столице, Венедикт попал в переделку, в результате которой лишился жизни.
При создании поэмы автор придумал необычный ход, дав название железнодорожных станций каждой из глав. Многие цитаты из произведения мгновенно ушли в народ, что вызвало у Ерофеева удивление — такой популярности своей книги он не ожидал. Как признавался автор, он написал эту книгу для узкого круга друзей, но никак не думал о всесоюзной известности. Поэму долго не издавали на родине, но единомышленники писателя смогли вывезти ее за границу. Впервые ее опубликовали израильские издательства, затем произведение вышло в Париже и Лондоне. Лишь в конце 80-х «Петушки» появилось в СССР, и то в урезанном варианте. Как бы иронично ни звучало, напечатал произведение журнал «Трезвость и культура». 
Не всё было гладко и в личной жизни писателя. В.Ерофеев был несколько раз женат, было также и несколько женщин, с которыми он сожительствовал, одна из которых, Валентина Зимакова, подарила ему сына Венедикта. Но из-за привычной разгульной жизни с постоянными попойками, женщины от него уходили. 
Был момент, когда он под новый год, будучи с женой у брата Юры, впал в «белую горячку». Да и из личных записей Венедикта можно узнать, что пил он тогда нещадно, невзирая на время суток. А в 1982 году его положили в специальную клинику, в надежде излечить от алкоголизма. Вроде вылечился, но это было ненадолго. Опять угодил в наркологическую клинику, а в 1983-м и вовсе загремел в психиатрическую лечебницу, куда его отправила супруга. 
Предрасположенность к алкоголизму привела к трагическим последствиям  — в 1985 году у Венедикта диагностировали рак горла, провели операцию. Опухольудалили, но писатель лишился голоса. Итальянские врачи сделали для Ерофеева голосообразующий аппарат с микрофоном, который прикладывали  к гортани. Через год врачи Сорбонны пообещали Венедикту восстановить голос, но правительство не выпустило его из страны. Потрясённый писатель в интервью так высказался по этому поводу: «Умру, но никогда не пойму этих скотов». 
11 мая 1990 года Венедикт Ерофеев умер в возрасте 51 года. Могила писателя находится в Москве на Кунцевском кладбище. 
Мне здесь также хочется привести всего три цитаты из его произведений. 
«О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа — время от рассвета до открытия магазинов!» («Москва-Петушки»)
«Жизнь даётся человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах» («Москва-Петушки»).
«…Совершенно необязательно быть тонким психологом, чтобы прослыть им…» («Записки психопата»).

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля