Руслан Имранович Хасбулатов стоял у истоков создания российского парламентаризма

В конце декабря прошлого года перестало биться сердце тяжеловеса российской политики, мудрого Магомедали Магомедовича Магомедова – Почетного председателя Госсовета Республики Дагестан.Нынешний год тоже начался большой потерей не только для чеченского народа, но и всей общественности России – в Москве не стало  последнего председателя Верховного Совета новой демократической России — Руслана Имрановича Хасбулатова.Не секрет, а общепризнанный мировым сообществом факт, что именно он стоял у истоков создания российского парламентаризма.
В 80-е и 90-е годы прошлого века его имя было на слуху наравне с Горбачевым и Ельциным. Впрочем, судьба сыграла с Русланом Имрановичем злую шутку: ворвавшись в большую политику в первых рядах «ельцинской гвардии», встав в 1991 году против августовского путча, спустя всего два года он оказался по другую сторону баррикад, ибо всей душой болел за судьбу родной страны.  
Именно Руслану Имрановичу принадлежит текст воззвания к российскому народу, который читал президент Борис Ельцин в дни путча. Сам он к тому моменту находился, по словам Р. Хасбулатова, в полной растерянности не за судьбу государства, а своей политической карьеры (?!).
Поэтому события октября 1993-го Руслан Имранович  так и не сумел простить своему бывшему соратнику и до конца дней именовал его, БНЕ, диктатором, главным виновником бед России. В этом он ничуть и не ошибся. Не зря Р. И. Хасбулатова его истинные соратники, политики и эксперты называли: «Верный Руслан!». Не в смысле, что он верен президенту Ельцину. Руслан Имранович оставался пламенным патриотом своих идей, целостности России и своим принципам. Несмотря на то, что политика – грязная вещь, Р. Хасбулатов был убежден в том, что политику надо делать с чистыми помыслами и с заботой о простом российском народе. Все остальные варианты он отвергал на корню.

Руслан Хасбулатов родился 22 ноября 1942 года в Грозном, происходил из тейпа харачой. Детство и юность его пришлись на тяжкие и несправедливые для всего чеченского народа годы — сталинскую депортацию. Казахстан стал для юного Руслана, как и для тысяч его земляков, второй родиной. Именно оттуда он, с отличием окончив школу, отправился в Москву — поступать на юридический факультет МГУ им. Ломоносова. После завершения курса успешно прошел аспирантуру на экономическом факультете старейшего университета страны. В 1970 году на заседании специализированного ученого совета МГУ защитил кандидатскую, в 1980 году — докторскую диссертацию.
С 1978 года занимался преподавательской работой в знаменитой «Плешке», — тогда Институте народного хозяйства, а ныне Российском экономическом университете имени Плеханова.
Преподаванию Р. И. Хасбулатов был верен всю свою долгую жизнь и, возможно, так и остался бы уважаемым профессором, эрудитом, знатоком права и экономики, непревзойденным собеседником — именно так о нем отзывались все, кому довелось учиться у него или работать с ним. Но в жизнь профессора Р. Хасбулатова, как, впрочем, и в жизни миллионов советских людей, вмешалась большая политика — и она  стала для Руслана Имрановича трамплином к вершинам карьеры политического деятеля.
Благодаря первому, поистине народному Верховному Совету РСФСР и личной инициативе Руслана Имрановича, был приняты исторические и самые гуманные ФЗ «О реабилитации репрессированных народов» и  «О реабилитации жертв политических репрессий».
Естественно, народы, пострадавшие от сталинских репрессий, родные и близкие жертв политических репрессий вздохнули с облегчением. У всех появилась надежда на восстановление исторической справедливости. Но, к огромному сожалению, на политическую арену стали взбираться чиновники и функционеры, совершенно далекие от благих целей.По этой причине в сентябре 1991 года в селении Ленин–Аул (Акташ– Аух) Казбековского района с требованием вернуть Ауховскому району и всем населенным пунктам, входившим в него на момент выселения 23 февраля 1944 года их исконных названий, был организован мирный митинг.
К огромному сожалению, с подачи властей и некоторых СМИ он, митинг, был назван «митинг–протест». Хотя все прекрасно знали, что народ был прав, и требования тоже соответствовали  ФЗ.
Именно тут, на Ауховской земле, своим приездом в лагерь митингующих Руслан Имранович сумел предотвратить конфликт между братскими народами. И, надо признать, что из всех СМИ только наша газета «Халкъан Аз» («Голос народа») имела тут свою пресс- службу и вела систематические репортажи–отчеты.
Переговоры были долгими и трудными, но консенсус был найден, благодаря непререкаемому авторитету и мудрости именно Руслана Имрановича и признанному лидеру чеченцев Дагестана Басиру Дадаеву. Был принят Согласительный протокол по итогам двухсторонней встречи. Жаль, что опять получилось по- российски: «Хотели, как лучше, но получилось, как всегда…».
И все же чеченцы Дагестана искренне благодарны Руслану Имрановичу, что он своим приездом в лагерь митингующих спас  народы и фактически  предотвратил не минуемый межнациональный конфликт. Правда, как только Руслан Имранович ушел из большой политики, чиновники не только регионального, но и федерального уровня вмиг позабыли, как услужливо выслушивали каждое его слово, называя великим патриотом и единомышленником. Свое предательство и двуличие они именовали «мудростью» в политике и умением всегда оставаться на плаву. По мне, этому явлению есть совершенно другое название – раболепство. Именно в эти осенние дни 1991 года и сошлись наши  пути-дороги с Русланом Имрановичем. Потом мы еще не раз встречались с ним и в Хасавюрте после Лефортово и у него дома, в Грозном, с нашим первым редактором Зайнди Аблиевым.
В своем первом интервью, выйдя из Лефортовской тюрьмы в своем знаменитом желтом плаще, в интервью представителям СМИ он сказал свои знаменитые слова: «Убить меня можно, но сломать никогда!».
Владимир Исаков, профессор НИУ  ВШЭ, бывший председатель Совета Республики Верховного Совета РСФСР, депутат Государственной Думы первого созыва так отзывается о нем:
«Отдавая ему должное, нужно сказать, что он был человеком острого ума. Как экономист, в целом  стоял на прогрессивных позициях, был за рыночную экономику».
Параллельно с научной работой он был членом научного совета бюро Совета министров СССР по социальному развитию и принимал активное участие в разработке закона об аренде, ставшего одним из фундаментальных в экономической реформе.
Еще в 1989 году он выдвигался в народные депутаты СССР коллективом своего института, но не прошел регистрационное «сито». На следующий год он баллотировался уже в Верховный Совет РСФСР по Грозненскому национально-территориальному округу № 137 Чечено-Ингушской АССР.
В предвыборной программе выступал за единую Россию с широкими правами автономий за равноправный союз с другими суверенными республиками, за создание демократических структур власти и превращение местных советов в действительные органы самоуправления с правом местного законотворчества.На I Съезде народных депутатов РСФСР на него обратил внимание  восходящий на политическую авансцену  Борис Ельцин. Он и предложил Руслана Хасбулатова на пост своего первого заместителя, как председателя Верховного Совета.
Вскоре сам Б. Ельцин был избран президентом РСФСР и сложил полномочия. Руслан Имранович  три месяца исполнял обязанности спикера парламента главной республики СССР, а 29 октября 1991 года на V Съезде народных депутатов был избран председателем Верховного Совета.
Вот как вспоминает Р. И. Хасбулатова Дмитрий Солонников, политолог:
«Деятельность  Р. Хасбулатова оставила большой след в новейшей истории России. Он, как один из сподвижников Ельцина, сначала принимал участие в формировании новой России, как независимого государства. Потом в 1993 году он был одним из участников противостояния с Б. Ельциным.
После этого он оставался скорее в качестве наблюдателя и комментатора событий. Возможно, ему хватило тех эмоций и переживаний.
Мы его будем помнить, как активного политического деятеля конца ХХ века. Человека, который много сделал для установления России в ее нынешнем виде и ранее в том противоречивом виде, который мы застали в 90-е годы. Наверное, он и олицетворял собой противоречивость 90-х очень ярко».
В 1993 году Хасбулатов, как спикер парламента, не поддержал идею референдума о доверии Ельцину и призвал к проведению досрочных депутатских и президентских выборов. Противостояние депутатов и ельцинской команды вылилось в кровопролитие октября 1993-го, споры о причинах и масштабах которого продолжаются до сих пор.
Для Хасбулатова поражение в ходе октябрьских событий означало уход с политической сцены.
«Моя политическая деятельность и принципиальная позиция по сохранению России, как демократического государства,  очень дорого обошлись мне», — признавался он годы спустя…
Впрочем, если  Б.Н.Е. и иже с ним давно уже стали достоянием  политической задворки, то за  Русланом Имрановичем сохранилось признание в научной среде.  Осталось за ним и мировое имя экономиста: член-корреспондент РАН, почетный доктор Болонского, Каирского и Бар-Иланского университетов, автор более 750 научных работ.
Как политика его часто называли непредсказуемым, но при этом он всегда следовал истине. Поэтому  в памяти современников и потомков Руслан Хасбулатов останется, как один из верных духу закона деятелей бурных событий конца 80-х— начала 90-х.
В январе прошлого года не стало единственной дочери Руслана Имрановича. В четверг 5 января сего года в Дойкар-эвле – Толстой-юрте похоронили самого Руслана.
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров назвал смерть последнего председателя Верховного совета РСФСР Руслана Хасбулатова  невосполнимой утратой для всего чеченского народа.
По его словам, Руслан Имранович Хасбулатов прошел сложный жизненный путь, но благодаря упорству и тяге к знаниям добился многого. Рамзан Кадыров выразил соболезнования его родным и близким.
Отрадно, что Р. И. Хасбулатов остался верен себе, единой и многонациональной России. Этот факт признают не только его соратники, коллеги и даже недруги. Талантливый человек действительно, талантлив во всем. Именно таким он и останется в светлой памяти тех, кому посчастливилось учиться у него, работать с ним, заниматься наукой и политикой.
Эти фотографии  нашим коллегой Камилем Хункеровым  сделаны  в Акташ–Аухе, сентябре 1991 году. На митинг, организованный чеченцами Дагестана в знак протеста, что в республике не выполняется ФЗ «О реабилитации репрессированных народов» (принят 26. 04. 1991 г.)  приезжал именно Руслан Имранович Хасбулатов, тогда и.о Председателя Верховного Совета РСФСР.
Дала гечдойла хьуна, тхан бусулба ваша Руслан!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля