Художник: ОТ ВДОХНОВЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

На нашей огромной планете  живут и работают люди разных профессий. Их род деятельности широк и разнообразен. Каждый человек занимается в жизни тем, к чему у него есть призвание. В современном обществе трудятся удивительные творческие люди — художники. Они творят прекрасные работы, создают на полотнах блистательные художественные произведения искусств. Художник — человек, одарённый от Бога, в его сердце и душе живут доброта, отзывчивость, щедрость и милосердие. А ещё художник — человек с особенным взглядом. На окружающую действительность он смотрит совершенно иначе, чем мы, простые и далёкие от искусства люди. Полуразрушенный домик на берегу реки под кистью творца превращается в развалины сказочного теремка, ничем не примечательная девушка — в греческую богиню. Художник служит прекрасному, он показывает нам, сторонним наблюдателям, как красив этот мир, стоит только внимательнее приглядеться. 

Одним из ярких представителей этой прекраснейшей профессии является известный как у нас на Кавказе, так и в Европе, наш современник Султан Тагирович Юшаев, член Союза художников СССР и РФ. Вот уже более 30 лет он живет и работает в Европе. Два года назад на страницах нашей газеты я уже рассказывал о нём, когда он с коротким визитом побывал на родине в Хасавюрте. Добавлю. что с Султаном мы дружим вот уже сорок лет. А с его старшим братом Русланом, рано ушедшим в праведный мир (Дала декъалвойла иза!), мы даже вместе занимались тяжёлой атлетикой и выезжали на различные соревнования в начале 70-х годов.
Вот и недавно Султан Юшаев приехал с семьёй домой. И вновь я побывал у него в гостях. Наша беседа проходила в его просторной мастерской. Но прежде, я бы хотел ознакомить наших читателей с его автобиографией.  
Родился Султан 24 апреля 1960 года в г. Хасавюрт. В 1978 году окончил СОШ №14 г. Хасавюрт.  В том же году поступил в Избербашское педагогическое училище на отделение художника-преподавателя (г. Избербаш, Дагестан). Через год перевёлся в Дагестанское художественное училище им. Джемала г. Махачкала. Спустя два года учёбы, оставив училище,  поехал в г. Ленинград и устроился вольнослушателем в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Академию художеств СССР. И в том же 1982 году поступил в этот же институт на факультет живописи. А в 1983 году призвался в Советскую Армию. Отслужив два года, в 1985 году продолжил учёбу в Академии художеств в мастерской А.А.Мельникова — академика живописи, народного художника СССР (мастерская монументальной живописи).  Дипломной работой художника была картина «С родной земли», про депортацию чеченского народа в феврале 1944 года. Полотно и сегодня хранится в Научно-исследовательском музее Академии художеств. После завершения учёбы, по приглашению Министерства культуры ЧИАССР Султан едет работать в г. Грозный. В том же 1991 году его принимают в члены Союза художников СССР. 
В ноябре 1991 года в Чечне проходил 1-й съезд, где был объявлен конкурс на выполнение эскизов первого чеченского герба. Его работа понравилась оргкомитету, и он был принят как официальный герб Чеченской Республики. В конце 1991 года Султан был приглашён в Королевский Килский университет  Великобритании, где провёл выставку своих картин; также проводил там мастер-классы на факультете изобразительных искусств. Позже был приглашён в Эксетерский университет (Юго-Западная Англия, г. Эксетер) для написания портрета президента данного университета. И эту работу выполнил блестяще. Портрет находится в галерее университета среди портретов бывших ранее президентов. Чуть позже были написаны несколько семейных портретов для частных коллекционеров. И в эти же годы приезжал домой и  принимал активное участие на всех выставках, которые проходили в г. Грозный. Позже, в 1995-1996 годы, во время боевых действий, вся коллекция работ художника, находившаяся в музее изобразительных искусств им. П. Захарова, безвозвратно утрачена.
— Султан, что ты больше всего любишь рисовать?
— Я, естественно, люблю рисовать картины на национальные темы. И чаще они связаны с историческими  темами и личностями. Также, когда я выезжаю в горы, люблю писать с натуры горные пейзажи — это  как бы дополнение к моим тематическим работам. Находясь вдали от родного дома, тоже люблю рисовать на национальные темы, это меня мысленно переносит в мой родной край.
— Чьи работы тебя вдохновляют ?
— У художников бывают периоды, когда они увлекаются разными художниками, культурами разных эпох. В начальной стадии моего становления я вдохновлялся работой моего отца (он тоже неплохо рисовал). Она была не завершённой, тоже на историческую тему. Я долго изучал его работу, пытался писать в таком же стиле… Позже начал увлекаться творчеством великих русских художников.  
Это известные классики живописи: Виктор Васнецов, Иван Шишкин, Алексей Соврасов, Илья Репин, Иван Крамской,  Михаил Врубель; затем уже европейскими художниками,  начиная с эпохи возрождения, раннего Ренессанса, Джотто, Мазаччо, Рафаэлло Санти, Леонардо да Винчи Микеланджело. А вот в последний период мне очень нравятся философские работы Рериха, особенно его серия Гималайских пейзажей.  Несмотря на яркие красочные пейзажи предгорий, они очень философские, с глубоким смыслом. — Какие темы волнуют тебя и чаще всего находят отражение в твоих картинах?
— Темой моих работ в последнее время становятся образы моих соотечественников, друзей, знакомых — очень люблю писать портреты. А так, в целом, конечно, как я уже говорил, историческая тематика, связанная с чеченским народом, с Кавказом — это моя любимая тема. Этим я увлекался с раннего детства. Вообще, художник должен писать исключительно то, что он знает лучше других, что любит больше всего, то есть то, чем он живёт. Для нас это, конечно, национальная тематика. Чем национальней художник, тем он будет интернациональным. Потому что именно национальная культура, национальные особенности в изобразительном искусстве привлекают зрителей других культур, других стран и через эту особенность и эстетику они, естественно, познают тот народ, представителем которого является тот или иной художник.
— Бывают ли моменты, когда вдохновение уходит (творческий кризис)?
— Изобразительное искусство — это как отражение нашей жизни на полотнах через призму восприятия автора этих работ, его творчества. Поэтому, как и наша жизнь состоит из взлётов, падений, из чёрно-белых полос, также и творчество имеет взлёты и падения, в том числе и творческий кризис бывает у художников. В любом случае должен постоянно работать, делать, будь то наброски, какие-то спонтанные вещи. Через творчество художник находит выход из той ситуации, в которой он находится. Очень много исторических примеров, связанных с художниками, когда именно вот в такие моменты (кризиса) они писали самые  интересные и трогательные работы, которые сегодня украшают лучшие музеи мира.
 Возьмём, к примеру, Эдварда Мунка (норвежский живописец и график). Работа называется «Крик», картина написана в 1893 году. Это был период, когда в Европе свирепствовал так называемый «русский грипп», который вызывал панические атаки, как примерно недавно прошедшая эпидемия «COVID-19».
— В каком настроении обычно тебе рисуется лучше всего ?
— Стараюсь всегда носить с собой блокнот и карандаш, и при первой же возможности, даже элементарно в ожидании где- то кого-то, чего-то, я делаю наброски, иногда фантазирую, а так, конечно, пишется и рисуется лучше всего в период первых впечатлений.  
Это как импрессионизм, что в переводе с французского означает — первые, мимолётные впечатления, восторг, эмоции от чего-то.  Это то, что касается пейзажей, портретов спонтанных. А тематические работы — их, конечно, я пишу спокойно, где-то, может быть даже долго, если это серьёзный материал, изучая какие-то детали эпохи, элементарно костюмы  и т.д. — В последний раз мы встречались два года назад, когда ты приезжал домой. Что изменилось за это время в твоей жизни? Появились ли новые картины ?
— За этот период я написал несколько новых работ, позже я представлю их на выставках в Грозном, Махачкале и Хасавюрте.
О времени и дате выставок, разумеется, сообщу заранее.
— Захватывает ли тебя соперничество с кем-то, или ты равнодушен к этому?
— Мы живём в регионе, где очень развито соперничество, как в спорте, так и в жизни. У нас очень развиты единоборства, и поэтому соперничество начинается ещё с раннего детства.  Но в искусстве всё иначе, ведь оно  — проявление индивидуальности или даже индивидуально личное проявление. Поэтому настоящий художник не должен ни с кем соперничать, кроме как  с собой, и находить соперника именно в себе и побеждать его.
— Какую главную ошибку ты бы посоветовал не делать начинающему художнику?- Главная ошибка начинающих  художников или просто любителей, увлекающихся изобразительным искусством —  это увлечение абстракционизмом без хорошей,  мощной базы, скажем,  школы. Эту базу-школу можно сегодня самостоятельно и дома получить, не обязательно ему учиться в Академии художеств и т.д. Сегодня, действительно, в потоке информации столько вокруг изопродукции, что начинающий художник просто путается. Поэтому им нужно всё-таки побольше копировать старых мастеров, потому что это равносильно общению с этим мастером. Только так познаётся их секрет. Не обязательно писать какие-то классические их работы. можно и современные, модерн. Но всё это должно быть через, в первую очередь,  рисунок. Он — основа всех изобразительных искусств. И такой технический момент — сегодня в магазинах очень много красок, цветов и начинающий художник просто путается от всего этого разнообразия. Нельзя увлекаться всеми этими цветами-красками, то есть, нужно постараться выбрать свою палитру, свои цвета и на этом строить своё творчество. 
Скажем, у Рембрандта в палитре было 3-4 краски. У знаменитого шведского художника Андерса Леонарда Цорна было также 3-4 краски в палитре. Также возмём Веласкеса — то есть, чем выше мастерство, тем меньше красок на палитре — это основа.
— Султан, в чем сегодня заключается твоя работа в Европе и над чем ты сегодня работаешь?
— В декабре 2021 года в Брюсселе, в посольстве Российской Федерации, в Доме науки и культуры России проводилась выставка памяти известного ногайского художника Сраждина Батырова, где также были представлены и мои работы. С Сраждином мы были близкими друзьями.  В настоящее время в Европе даю частные уроки изобразительного искусства. Несколько раз в год выезжаю в Португалию, Голландию, Англию, где провожу мастер-классы. В общем, без дела не сижу. 

Да, в данное время у меня несколько начатых работ и одна задуманная композиция на историческую тему. Пока не буду о ней рассказывать, её просто надо будет увидеть. Думаю, в ближайшее время представлю зрителю.
— Планируешь ли провести в Дагестане выставку своих картин?
— В Хасавюрте давно не было выставки с моим участием, тем более, моей персональной. Первая и единственная была после моего приезда по окончании  Ленинградской Академии художеств. Выставка  проводилась в Хасавюртовской городской библиотеке. Это было очень интересное время (1991 г.), где было много посетителей и впечатления от этого мероприятия у меня по сей день сохранились. Могу сказать, что готовлюсь к выставке своих картин, думаю, она в недалеком будущем состоится.
— Султан, огромное спасибо за интервью! Надеюсь, в ближайшее время увидим и выставку твоих работ, и тебя. Знаю, ты через пару дней уезжаешь в Европу, хочу пожелать тебе счастливой дороги,  творческих успехов и много интересных тем и замыслов!
Вот как охарактеризовал искусство канадский поэт Ирвинг Лейтон:           
«…Искусство меняет наше понимание мира, отражая реальность в определённых контекстах, чтобы состредоточить наше внимание на аспектах жизни, представленных часто незнакомыми или неудобными способами. Искусство вносит богатство в нашу жизнь и напоминает нам о нашей собственной человечности, соединяя нас друг с другом через работу художника».