Пути-дороги в профессиональную журналистику для меня, хоть и были трудными и непредсказуемыми, тем приятнее, что все-таки нашел себя на этой ниве. Иначе никогда бы не познакомился со многими интересными людьми в политике, в литературе, в культуре. Даже в нашем, зачастую, сложном, противоречивом и обыденном мире. Именно благодаря им я имел возможность найти себя и в профессии, и в жизни. Естественно, совершенно далек даже от мысли, что я уже великий мастер пера: и в прозе, и в поэзии. Поэтому, оставаясь верным аксиоме «Век живи и столько же учись», общаясь со своими визави, верю и очень надеюсь, что совесть моя перед своим читателем чиста. Ибо всегда писал и продолжаю делать это, памятуя о том, что читатель – и есть главный цензор и искренний судья.
Хоть и прошло более трех десятков лет, как я, начинающий журналист, познакомился с Ахмадом Сулеймановичем Сулеймановым, по сей день благодарен Всевышнему, профессии и судьбе за такой подарок. Было это далекой зимой уже прошлого века (декабрь 1991 год).
Поэт. Писатель. Этнограф. Краевед. Наставник. Патриот родного края. Добрейшей души Человек — он влюбил меня в топонимию. И пояснил, что это наука о Земле. О твоей Земле, на которой испокон веков жили предки. Они сообща защищали ее от врагов, радушно встречали на ней гостей. Сеяли хлеб, растили сады. И детей своих, прививая им любовь к труду, к почитанию старших.
Безмерно благодарен Ахмаду за жизненные университеты. Я счастлив, что был его современником, имел возможность учиться у него: общаться с людьми, говорить, слушать, слышать, прощать их им погрешности. Когда речь заходила об исторической правде, любви к родному языку, Отчему краю, к обычаям и традициям народа – он был непоколебим.
«Правда, как и истина всегда одна, — утверждал Ахмад Сулейманович. — И попытки склонять эти прописные истины никогда не приведут к добру и сохранению мира и согласия между людьми, народами».
Именно эти мысли посещают меня всякий раз, когда принимаю участие в мероприятиях, приуроченных светлой памяти Великого Чеченца – А. С. Сулейманова.
Нынешний год для всего нашего народа знаменателен тем, что Ахмаду Сулеймановичу – сто лет. В этой связи, по инициативе Союза писателей Чеченской Республики (председатель А. Ельсаев), в регионе проводится множество встреч, пресс-конференции, чтений. Накануне в Грозном улица Новаторов, на которой жил мастер пера и краевед, была переименована. И теперь она носит имя А.С. Сулейманова. Это дань уважения Ахмаду, его памяти.
На днях в Институте Чеченского языка прошла Всероссийская научно–практическая конференция: «Актуальные проблемы исследования родного языка и литературы», приуроченная столетию со дня рождения чеченского ученого и писателя А.С. Сулейманова.
Надо отдать должное организаторам данного мероприятия, они постарались, чтоб оно прошло на высоком уровне. Помимо представителей всех ветвей власти, местных ученых, среди приглашенных были и гости, друзья, ученики, почитатели его бесценного творчества из соседних субъектов СКФО.Пленарное заседание открыл Народный писатель ЧР Муса Ахмадов, в дальнейшем работой руководил Хамзат Умхаев, Директор Института Чеченского языка.
Все выступающие были едины в том, что роль Ахмада Сулеймановича Сулейманова в изучении родного языка, в издании фундаментального труда «Топонимия Чечено–Ингушетии» (четыре тома) и «Топонимия Чеченской Республики» — по сей день еще не в полной мере изучены и оценены.
Каждый из ораторов говорил об этом Человеке с болью в душе и волнением. Именно благодаря его неуемному труду и энтузиазму у чеченского народа – есть «Паспорт родной земли». Название каждого поселения, улицы, реки, балки, лощины, горы, родника. Он самозабвенно любил людей и землю, на которой жили его предки.
Ахмад, уходя в горы или сидя у реки, мог часами не только любоваться красотой природы, но и «говорить» с ней на понятном им языке.
По злому року в далекую зиму 1944 года чеченцы и ингуши из ЧИ АССР и соседнего Дагестана в одночасье были выдворены со своей исторической родины на чужбину. Тысячи погибших по пути следования и в чужом краю от холода, голода. И мало кто верил, что народ сможет выжить и вернуться на Кавказ – на свою исконную Родину, в дома своих предков, к родным очагам. Чеченцы и ингуши выживали вместе с киргизами, казахами, делясь куском хлеба, глотком воды, щепоткой соли. Радости, горе и беда тоже были на всех, независимо от наречия и вероисповедания.
Именно там, на чужбине, у Ахмада Сулейманова и родилась мысль о создании топонимии родной земли, ибо без этого народ не может существовать, равно как и без языка, истории, культуры, обычаев и традиций. Методом народного опроса старцев тогда еще совсем молодой человек начал свою работу. И мало кто знал, к чему Ахмаду все это.
Вернувшись в восстановленную Чечено–Ингушетию после тринадцатилетней депортации, всю свою оставшуюся жизнь он посвятил этому благородному делу. И, надо сказать, что не везде его встречали с пониманием, а, наоборот, забывая традиционные законы гостеприимства, гнали из сел, где веками не только жили чеченцы, но и где они были основателями этих поселений. В Дагестане и в Осетии Ахмад был персоной нон-грата. Видимо, чиновники не знали о твердом характере этого Человека. Он возвращался опять с тем, чтобы завершить свою многолетнюю работу.
Сегодня, когда прошло много лет, как не стало самого Ахмада Сулеймановича (лето 1995 г.) и вышел в свет очередной том «Топонимии Чеченской Республики» (жаль, так и не дожил до этого дня), его родные, друзья, коллеги поняли, что вся жизнь его была посвящена своему народу, родному краю.
Он не оставил после себя не только хоромы, деньги, но даже не успел построить свой собственный дом. Но его заслуга перед историей, своим народом велика и неоценима. Сегодня каждый чеченец, независимо от места проживания, может с гордостью заявить, кто он, откуда, где земля его предков. И все это благодаря именно Ахмаду Сулеймановичу Сулейманову.
Низкий тебе поклон, Патриот. Учитель. Наставник и Человек!