Жить, значит, осознавать свое человеческое достоинство…

«Удивительно устроен человек – он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни». Именно эти слова великого мыслителя Абу-аль-Фараджа я вынес эпиграфом к своей книге о нашем легендарном Алихане Джамалдинове «Ковер покажет», потому что он никогда в жизни не гнался за богатством, не строил хоромы, не копил на завтра, а жил во имя народа: здесь и сейчас. Воспитал целую плеяду высококлассных борцов, заслуженных тренеров, добрых людей.
И вот сегодня, когда  в очередной раз пишу воспоминания о замечательном человеке, патриоте, народном лидере чеченцев Дагестана Басире Дадаеве, вновь вспомнились эти слова. Общеизвестно, мудро выбрать время – это, значит, сберечь его, ибо одна из самых невосполнимых потерь – потеря времени. А Басир спешил, словно предчувствуя, что жить в этом мире Всевышним ему отпущено слишком мало этого времени…
Считаю себя счастливым человеком, ибо мне довелось быть его современником: общаться с ним, рассуждать о жизни, присутствовать на встречах, брать интервью. Уже с годами понимаешь, как бы быстро не летело время, оно движется исключительно медленно, скучно, без пользы для того, кто лишь наблюдает за его движением. Ответственно заявляю, к Басиру Дадаеву этот тезис совершенно не относится, ибо его жизненным кредом было: «Жить – означает не только удовлетворять материальные запросы организма, но главным образом осознавать свое человеческое достоинство». Именно следуя этой прописной истине и прожил свою короткую, но яркую, наполненную смыслом и содержанием жизнь, Басир Дадаев.
Каждый раз, когда сажусь писать о тех, кого уже нет рядом,  на ум невольно приходят слова великого классика Льва Николаевича Толстого: «Если задумал написать что–то серьезное, никогда никому ничего не говори, а не  то получится чушь…».
И все-таки, на сей раз я изменил этому правилу,  хотя, в принципе, не имею привычки распространяться о своих творческих планах, ибо хорошо знаю, что у каждого из нас свое видение на конкретные события и личности, в том  числе. Если даже речь идет о человеке, который посвятил всю свою недолгую, но ярко и со смыслом прожитую жизнь своему народу и Дагестану в целом.
Так вот, с тем, чтобы получить более обширную информацию и воспоминания о нем, (его друзей и коллег по общественной работе и в  повседневной  жизни), я через соцсети обратился к  ним. Разместил и свои стихи.
О нем говорит одно его имя – Басир. Хотя по документам он Исраил Висраилович Дадаев. Уроженец Киргизии, а историческая его родина – Аух, что в Дагестане. Его имя было не только на слуху, но  даже и те, кто Басира не знал и не видел, говорили о нем с гордостью и любовью. Особенно начинающие заниматься вольной борьбой  мальчишки — они боготворили его.
Одним из них и является Рамзан Хизиев. Это потом они станут настоящими друзьями. Но уроки, полученные на борцовском ковре, в самом начале спортивного пути  у легендарного Баси для Рамзана навсегда останутся самыми дорогими и запоминающимися. Оба они были мастерами спорта по вольной борьбе.
Басир, естественно, старше Рамзана. Но так получилось в жизни,  что после большого спорта им вплотную пришлось заняться и Народным  движением, и вопросами восстановления Ауховского района, выборами (местными, республиканскими, даже в Госдуму.)
Каждый раз, встречаясь с  Рамзаном (не знаю, как другие), я всегда вспоминал Басира. Они действительно (несмотря на разницу в годах) были настоящими друзьями. Их объединяла любовь к родной земле, отчему краю – Ауху, готовность помочь своему народу вернуть  его доброе имя, которое простым росчерком пера Калинина (с подачи Сталина) на тринадцать долгих лет было предано забвению…
Басир с супругой Барият воспитал прекрасных детей. Но, к огромному сожалению, единственный сын Арслан тоже рано ушел в мир иной. Есть его сыновья – внуки Басира. Дочери тоже обзавелись своими семьями, воспитывают своих детей. Жизнь, как говорится, продолжается.
В свое время Л. М. Леонов писал: «Искусство жить всегда слагалось в основном из умения глядеть вперед». А он, Басир, всегда помнил об этом. В нем был талант предвидеть. Может, в какой-то степени, и это способствовало тому, что он так мало прожил. Басир, будучи народным лидером, общественным деятелем, изнутри видел и знал проблему восстановления Ауховского района. Он предлагал свои конкретные проекты и предложения. Смело выступал в Народном Собрании о путях решения данного вопроса. Многим это, естественно, не нравилось. Порою даже предавали не только политики, но и единомышленники. И он тяжело переживал все это. В какой–то степени, и это предрешило его судьбу…
Великий Бернард Шоу оригинально высказался о смысле жизни. Он утверждал: «Жизнь для меня — не тающая свеча. Это что–то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям».
В том, что Басир Дадаев прожил свою жизнь именно по этому принципу, у меня никаких сомнений нет.В свое время П. Шаррон писал: «Почти все внимания, которые мы имеем, получили мы через авторитеты; мы верим, судим, действуем, живем и умираем, так сказать, на веру в кредит». 
Тут считаю своим долгом передать слово его современникам с тем, чтобы они своими воспоминаниями сумели дополнить портрет моего героя, народного лидера, примерного семьянина, надежного друга, политика и Человека.
Как тут не вспомнить: «Не важно,  какое у тебя образование по диплому. Главное, чтобы воспитание было высшим. И не заочно   полученным…».
«А он, Басир, всегда находился в гуще событий не только в Хасавюртовском регионе, в Дагестане, но и в сопредельных республиках. Ярко проявились его дипломатические и организаторские способности, умение быть лидером в дни, когда КНД «Тенглик» объявил бессрочную забастовку в  ходе двух чеченских войн, осетино–ингушского конфликта, похода на Дагестан международных террористов», — говорит друг и председатель Совета ветеранов войны, труда, правоохранительных органов Хасавюртовского района Заур Алхаматов.
«Поражала не только его готовность в любое время суток быть там, где в нем нуждаются, а то, что он появлялся везде и всюду без всякой охраны, автоэскорта. И говорил с людьми просто и доступно, — вспоминает Рамзан Хизиев.  — Сколько российских солдат, брошенных на произвол судьбы в родной стране, он вернул их матерям? Всегда участвовал во всех переговорах по обмену военнопленных на гражданских лиц.  Вся жизнь Басира: и политическая, и повседневная, была на виду у народа. Именно поэтому он и был избран в республиканский  парламент от чеченцев Дагестана».
Султан Шовхалов, общественный деятель: «Один немаловажный и трагичный эпизод из жизни Басира Дадаева зачастую умалчивается, но, полагаю, о нем знают практически все, за исключением, пожалуй, молодежи, и об этом, вкратце, считаю необходимым сказать.
Б. Дадаев работал в органах МВД, на него было по подложным свидетельствам заведено уголовное дело. В знак протеста Басир Дадаев бросил самодельную бомбу ночью в здание отделения милиции города Хасавюрт.
От взрыва никто не пострадал. Спустя несколько дней Б. Дадаев сам сдался в руки правоохранительных органов. Отбыв несколько лет в заключении, возвратился домой в Дагестан, где встретился с одним из «обидчиков». Разобравшись с ним, он вновь попал за решетку. Но, как позже говорил сам Басир, оболгавших себя заставил признаться, а работать в органах больше не захотел».
Абдурагим Бексултанов: «Вместе с Басиром в НС РД мы представляли Хасавюртовский регион. В нем всегда подкупали честность, порядочность, знание темы, о которой он говорил с народной трибуны, невзирая на должности и политический вес оппонентов. Бывало, с ним соглашались даже его недруги, ибо он напрочь был лишен двойных стандартов».

К твоей могиле опускаясь…

Чрез боль душевную к строке,
В ночи неспешно пробираюсь,
Сказать чтоб слово о тебе,
Как жил, народ ты защищая.

Ему опорой был всегда:
И в радости, и в час беды.
Ты даже день не прожил зря,
Стоял у трудной хоть гряды.
Не был властью хоть любим,
Народ тебя всегда ценил,
А ты и быть не мог иным,
Душою всей Аух любил.

Четверть века дважды прожив,
И летом шесть прибавив к ним,
В мир иной ушел так скоро,
Для нас оставшись дорогим.

 …Аух в печали и округа,
Слезу роняет аксакал.
Семья твоя, друзья и люди,
Которых, может, и не знал.

 И к ним ты шел всегда открыто,
И дружбой свято дорожил.
Дела твои, друг, не забыты,
Достойно жизнь свою прожил.

Народу был слугой по жизни,
Все эти годы тут, в миру,
И отвергал всегда капризы,
И призывал лишь всех к добру.

Аух тобой, Басир, гордится,
И отчий край, в котором ты
Со всеми мог всегда ужиться,
От чистой, искренней души.

И черной зависти лишенный,
Народ свой искренне любил.
Кругами ада он прошедший,
К тебе, мой друг, всегда спешил.

Чтоб с хлебом-солью поделиться,
С утра и днем, в ночной тиши.
Жаль, рано нам пришлось проститься,
С тобою, друг, ты нас прости.

…И мысли вновь в строку роняя,
Неспешно в ночь с тоской гляжу.
Аух родной наш вспоминая,
В печали вою на луну…

…И ты хотел сюда вернуться,
Родился хоть в краю чужом,
Живым с семьей чтоб с ним сродниться,
Согреть родительский свой дом.

…Весною вдруг тебя не стало,
Когда земля была в цвету.
К твоей могиле опускаясь,
В глазах  слезу я нахожу…

Завершая работу над этой публикацией, заглянул в соцсети и был рад позитивным и конкретным отзывам о Басире Дадаеве. Искренне благодарен каждому из них. Это были люди из разных регионов: Чечня, Ингушетия, КБР, Осетии, Дагестан. Но больно и обидно, что  у многих его друзей, которым Басир всегда и во всем словом и делом помогал, так и не нашлось  нужных, простых, искренних и идущих от всей души слов.
«Не все ведь дружат с соцсетями», — пытаюсь хоть этим аргументом «оправдать» их упорное молчание о Басире Дадаеве. И все–таки шальная мысль не дает мне покоя: «Я всегда боюсь, что непременно придет время, (и это, к большому сожалению), когда нам придется вспоминать не жестко сказанные слова наших врагов, а трусливое молчание в нужный и в самый трудный для нас момент – наших друзей…».
Неужели мы живем уже в это время?  В год семидесятипятилетия истинно народного лидера Басира Дадаева, мне  бы очень  не хотелось в это верить…