День коренных народов – важный праздник, который способствует привлечению внимания широкой аудитории к проблемам малочисленных групп населения планеты. Ущемление человеческих прав, бедность и высокий уровень смертности – вот неполный перечень существующих угроз, которые приводят либо к миграции в города, или к полному вымиранию этноса.
Озабоченная этой ситуацией Организация Объединенных Наций впервые обратила внимание общественности на печальное положение коренного населения в 1992 году, а уже в 1994-м было принято решение об утверждении Международного дня.
Ежегодно 9 августа мировое сообщество празднует Международный день коренных народов мира.
Дата отмечается во всем мире. 70 стран являются местом проживания 370 миллионов человек, и у каждого свой язык и культура. Обычаи и традиции. В России насчитывается около 50 этносов, в которых проживает 40 коренных народов. Большинство из них, чуть более 65%, обитают в сельской местности.
История и традиции праздника
В 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1992-й Международным годом Колумба, что привело к протестам и возмущению жителей Америки, особенно коренного населения. Пытаясь погасить волнения, в 1992 году она объявила о посвящении 1993-го Международному дню коренных народов мира. Заседание рабочей группы состоялось именно 9 августа.
Первое Международное десятилетие раскрыло проблему данных народов и заинтересовало глав разных стран. Резолюция № 59/174 от 20 декабря 2004 года дала основание проводить второе Международное десятилетие. 13 сентября 2007 года была ратифицирована Декларация о правах коренных народов, которая закрепила их юридическое существование и права.
Целью проведения праздника является привлечение внимания к вопросам коренных малочисленных народов не только простого населения, но и чиновников всех рангов во всем Мире.
В России в 2021 году это событие отмечается на неофициальном уровне и сопровождается открытием музеев, выставок, экскурсий, проведением фестивалей и конгрессов. В штаб-квартире Организации Объединенных Наций проводится мероприятие с участием представителей ООН и Генеральной Ассамблеи, которое будет транслироваться в прямом эфире.
Интересные факты
Северный Кавказ – родина самого малочисленного народа. Перепись населения 2010 года показала, что всего 24 человека отнесли себя к чамалалам (чамалинцам). Живут они всего лишь в двух субъектах России — в Дагестане и Чечне.
Еще три коренных народа зарегистрированы в Ленинградской области: ижорцы, вепсы и водь. Причем вепсов насчитывается 1380 человек, ижорцев – 169 и водь – 33.
Не секрет, что Дагестан считается настоящим букетом народов. Здесь проживает около сотни больших и малых этносов, отличающихся обычаями, языком и традициями. Все они дружно уживаются уже не одну сотню лет в нашей единой республике.
Их объединяют общие законы поведения и нормы морали, а так же любовь к своей малой родине. История Дагестана изначально складывалась из мирного совместного проживания разных народов. К примеру, город Дербент еще в средние века славился своей терпимостью для разных народов, религий и традиций.
Тем не менее, исторический процесс единения народов был очень длинным. В средние века общество делилось на общины по территориальному признаку. Если прибавить к этому феодальный строй, то Дагестан представлял собой строго разделенную территорию. Каждое село находилось под той или иной властью. Именно она и влияла на их развитие и быт.
Предпосылкой для объединения Дагестана послужили внешние набеги турок и персов. Для отражения постоянных набегов, народы начали искать способы взаимодействия. Люди поняли и пришли к единому мнению, что только сообща можно сберечь свои этносы и целостность Дагестана.
Другой причиной можно считать стремление к экономическому процветанию с прибытием русских переселенцев.
Следует напомнить, что большую роль в объединении народов Дагестана сыграл русский язык, который играет роль языка межнационального общения. Так было и в годы становления Советской власти в республике. Поэтому не случайно, что именно в нашем регионе, в Махачкале и озера Ак – Гель установлен Памятник русской интеллигенции, в образе русской женщины – учительницы.
Согласно Конституции к коренным народам Дагестана относятся: аварцы, агулы, лезгины, кумыки, лакцы, таты, азербайджанцы, русские, табасараны, ногайцы, рутульцы, цахуры, чеченцы-аккинцы, даргинцы.
Между тем внутри аварцев выделяют еще ряд подэтносов- цезы, ахвахцы, багалалы, ботлихцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, хваршины, тиндинцы, андийцы, арчинцы.
Кроме них существуют еще десятки меньших народностей. Все они считают себя дагестанцами.В составе даргинцев чаще выделяют- кубачинцев и кайтагцев.Уникальность нашей республики еще и в том, что из всех субъектов только у нас (15 сентября) отмечается День единства народов Дагестана. По сути и содержанию похожий на День народного единства 4 ноября, который празднуют ежегодно в России.
Для информации, следует напомнить, что в семнадцатом столетии Дагестан пережил крупное персидское вторжение. Именно 15 сентября горцы освободили свою землю от этого нашествия. В память об этом дне и отмечают дагестанцы свой единый праздник.
АУХОВСКОЕ ОБЩЕСТВО
В 1860 году, после образования Дагестанской и Терской областей, Ауховское общество как участок вошло в состав Кумыкского (в 1869 г. переименован в Хасавюртовский) округа Терской области (с 1918 г. – Терская, а с 1920 г. – Горская республика); в округе было 4 участка, в том числе Ауховский. В 1920 г. Хасавюртовский округ (включая Ауховский участок) был передан из Горской ССР в состав Дагестанской ССР.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 октября 1943 г. за счет разукрупнения Хасавюртовского района ДАССР было принято решение об образовании Ауховского района с центром в сел. Ярыксу-Аух (ныне – с. Новокули). В конце декабря того же года было создано Оргбюро, которому постановлением правительства республики от 13 января 1944 г. было предложено представить бюджет района к февралю 1944 г.
В состав этого национального Ауховского района вошли 8 сельсоветов: Акташ-ауховский, Алтымирза-юртовский, Банай-аульский, Бильт-аульский, Кишень-ауховский, Минай-тугайский, Юрт-ауховский и Ярыксу-ауховский (15 селений, в которых проживали 13321 человек), а шесть селений, где проживали чеченцы (не относящиеся к аккинцам), остались в составе Хасавюртовского района. Ауховский район находился на стадии формирования, а тем временем готовилась депортация чеченского и ингушского народов.
…23 февраля 1944 г. все чеченцы и ингуши, проживающие в Чечено-Ингушской АССР и на прилегающих к ней территориях, в том числе и чеченцы Дагестанской АССР, были выселены в различные районы Казахстана и Киргизии.
Всего репрессиям в Дагестане подверглись 8386 семей, или 37106 чеченцев, в том числе 14901 человек из Ауховского района, остальные – из г. Хасавюрта, Хасавюртовского и Бабаюртовского районов.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 июня 1944 г. Ауховский район был переименован сначала в Бериевский, а затем в Новолакский с центром в сел. Берия-аул (бывшее сел.Банай-аул, ныне – Новолакское), изменению подверглись и названия всех населенных пунктов; при этом два сельсовета – Сталин-аульский ( Акташ-ауховский) и Калинин-аульский ( Юрта-уховский) – были переданы в состав Казбековского района.
В селения дагестанских чеченцев-аккинцев бывшего Ауховского района ДАССР принудительно, без согласования с населением, было переселено 1518 семей лакцев численностью 5831 человек из Кулинского и Лакского районов, а также аварцы (в два селения бывшего Ауховского района, переданных в Казбековский), позднее решением дагестанского руководства также и кумыки (в три селения Хасавюртовского района).
Дагестанских чеченцев доставили на места спецпоселений, где они оказались в условиях, резко отличавшихся от районов их постоянного обитания. Традиционный уклад жизни был разрушен в одночасье. Адаптация к новым условиям проходила весьма тяжело: от сыпного тифа, голода и холода в дороге и за годы высылки, не выдержав физических и психологических перегрузок, погибли до 30% всех чеченцев.
После выхода указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР» в Дагестан в 1957–1963 гг. вернулись около 30 тыс. чеченцев.
Вернувшимся из мест спецпоселений чеченцам-аккинцам было запрещено селиться в бывшем Ауховском районе; им предложили поселиться в селах Хасавюртовского и Бабаюртовского районов. Кроме того, специально для возвратившихся чеченцев были созданы новые населенные пункты: в Хасавюртовском районе (Новосельское, Нурадилово, Солнечное) и Хасавюрте (микрорайоны Заречное, Мичурина, Нефтекачка и др).
Часть их была подселена в другие, уже существующие населенные пункты Хасавюртовского, Бабаюртовского и Кизилюртовского районов. Реабилитация чеченцев-аккинцев оказалась неполной, поскольку проблема их территориального устройства на месте Ауховского района не была решена.
Принятие Закона Верховного Совета РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» открыло новые возможности по восстановлению законных требований чеченцев-Дагестана. Несмотря на отсутствие в указанном законе механизма его реализации, III Съезд народных депутатов Дагестана 23 июля 1991 г. принял постановление, в котором признано «необходимым восстановление Ауховского района и прежних исторических названий населенных пунктов, входящих в состав этого района». Депортация и ограничение прав после возвращения из мест выселения были признаны незаконными. В целях полной реабилитации устанавливался переходный период для восстановления Ауховского района (1991-1992 гг.) и переселения лакского населения Новолакского района, возвращения всех желающих чеченцев-аккинцев в места их прежнего проживания (1991-1996 гг.).
Однако мероприятия по полной реабилитации чеченцев Дагестана выполнялись весьма медленно, в основном из-за отсутствия финансирования.
…И еще в порядке информации, когда Главой региона был Р.Г. Абдулатипов Правительство Российской Федерации утвердило подпрограмму «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016–2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», в которой предусмотрены средства на завершение переселения населения Новолакского района на новое место жительства и восстановление Ауховского района, с возвратом исторических наименований населенным пунктам. …К огромному сожалению, при наличии всех этих законодательных актов, на сегодня свои исторические названия получили только село Ахар — Банаюрт, Шушия — Ямансу и Дучи — Бархчхой-отар. Народ терпеливо ждет и надеется. А вопрос, когда заверщится весь процесс, как говорится, остается открытым…
…Естественно, годы испытаний сказались негативно на культурном, историческом и материальном развитии чеченцев Дагестана. Но, несмотря на это, они пытаются сохранить свои обычаи, традиции, самобытность, культуру, родной язык.
…Подводя черту, хочется отметить, что с различными факторами: экономическими, миграционными, политическими, с каждым годом численность коренных народом мира неумолимо сокращается и основной задачей по данному направлению нужно ставить защиту культурно-этнических традиций и помощь всем коренным народам в сохранении и приумножении их идентичности.
Ибо именно национальные традиции, тех, или иных народностей делают их уникальными, не похожими на других, но тем, ни менее важными не только в своем, но и в мировом сообществе.
Иначе говоря, чем больше будет сохранено, приумножено и передано национальных традиций тем богаче и ярче будет мировое культурное наследие.
С чистыми помыслами
Умар Якиев