Еще, будучи селькором, всегда отдавал предпочтение публикациям под рубрикой «Путевые заметки». Следует, признать они, привлекали тем, что автор мог свободно высказывать свое мнение. Хотя, как непечально, но «полной свободы» тут не было. Ибо «свобода» в обществе, где доминирует административный ресурс, есть понятие, мягко говоря, относительное. И все же я склонен думать, что журналистика должна быть свободной! Это тема для отдельного и обстоятельного разговора.
Сегодня же моя задача, господин читатель, поделиться с тобой своими впечатлениями о прошедшем Автопробега в рамках проекта «От Героя к Герою». Он стал традиционным. И нашел полное понимание, поддержку у Парламента Чеченской Республики, Мининформпечати и Мэрии Грозного.
В эти дни Межрегиональная Общественная Организация ветеранов боевых действий ЧР (председатель СК ВПК, подполковник Роман Рамазанович Джамалуев), ОО «Ветераны ГСВГ ЧР», (руководитель Муса Ковраев), «Росгвардия -95» в очередной раз совершили Автопробег из столицы Чеченской Республики – города Воинской Славы –Грозного в город – Герой Волгоград, с последующим посещением станицы Букановская, Кумылжинского района. Именно здесь, на Дону, на высоте 220 героический погиб наш легендарный земляк Ханпаша Нурадилов, уроженец селения Ярыксу – Аух, Республики Дагестан.
Автопробег был приурочен к 70 – летию Первого Президента Чеченской Республики Ахьмат – Хаджи Кадырова. С утра все участники собрались у Исторического Музея в Грозном. Возложили цветы к Памятнику А-Х.Кадырова. Затем были на его могиле в родовом селе Ахмат- юрт.
После чтения ду1а Хожаьхмад Кадыров пожелал всем участникам автопробега здоровья, счастливого пути и успешного возвращения домой.…Дороги и мосты сближают людей, гласит даргинская пословица. В том, что это так, в силу своей профессии, я убеждался множество раз. Ибо каждая поездка – это встречи, новые люди, впечатления, эмоции, вера и надежда, что жизнь продолжается. И, что не все в ней так плохо. Ибо именно общение с людьми разных политических убеждений, национальностей и вероисповедания убеждают нас в том, что мы все, живущие на этой бренной земле, обязаны служить добру. И творить его во имя настоящего и будущего. …Ведь и наш автопробег стал данью Светлой Памяти — двум Героям нашего небольшого, но мужественного народа. Больше, чем уверен, что Ахьмат, родившийся на чужбине в годы сталинской депортации, воспитывался именно на беспримерном мужестве и храбром подвиге Ханпаши Нурадилова, родившегося вначале двадцатых годов прошлого столетия и похороненного в станице Букановская, Кумылжинского района, Волгоградской области.
Оба они, хотя и жили в разную эпоху и даже в совершенно иных субъектах, всецело осознавали, что служение своему народу и единой стране — есть высшая цель каждого достойного человека. И этот путь они прошли достойно!
Да, в силу времени они не могли быть современниками, но в каждом из них была горячая любовь к Отечеству. Готовность стать на защиту его интересов, рубежей, целостности. Безусловно, оба они понимали, что путь этот тернист, сопряжен с опасностью для жизни. И, тем не менее, остались верным ему. Именно по этой причине они являются патриотами, прежде всего своего народа и Отечеств. Страна, достойно оценила их подвиг. К огромному сожалению, за это им пришлось отдать самое дорогое — свои жизни.
Но благородные потомки всегда будут помнить об их мужестве и героическом подвиге. И с тем, чтобы соприкоснуться к нему они и совершают ежегодные автопробеги, встречи, возложение цветов, пишут стихи, романы, снимают фильмы, ставят спектакли. Мы не вправе забывать их. Ибо они, отдавшие свою жизнь за нас с вами, ныне живущих, живы, пока мы помним о них!
…Печально известный калмыцкий полицейский пост, узнав о цели нашего автопробега, не только не стал проверять нашу колонну, но желая нам счастливого пути, сотрудники принимали под козырек! И это тоже дорогого стоит! Значит, есть и среди них достойные и честные работники. Но, как не печально, времена, когда лозунг «моя милиция – меня бережет», все- таки остались в прошлом… Или нет?! Я, во всяком случае, склонен думать так. Каждый из нас имеет право на собственное мнение. Ведь живем – то мы в цивилизованном государстве!
…Бескрайня калмыцкая степь. Постоянный боковой ветер. Скучная дорога. Редко появляющиеся чабанские точки – есть фишка этой республики. Но тут живут трудолюбивые люди. Есть среди них и уроженцы наших республик.
Узнаешь об этом по названию придорожных кафе и гостиниц.
Старший чабан Ханбуба МЕДЕТОВ, уроженец высокогорного Куруша, Докузпаринского района Дагестана — первый Герой труда Республики Калмыкия.
…На ночлег мы остановились в гостиничном доме «Дубовая балка». Приняли душ. Поужинали. После долгой дороги и ночного намаза хорошо спалось!
…При въезде в город – Герой Волгоград делегацию нашу уже ждали. Встретил нас Уполномоченный Представитель Главы ЧР в области Абдулмажид Баймурадов. Горячее рукопожатие и нескрываемая радость людей говорящих на родном языке – это особая материя.
С дороги традиционный обед. Непринужденная беседа. И затем о том, как действовать дальше. Пожалуй, самым волнующим был момент посещения Мемориального комплекса -Мамаев Курган. Тут все говорят полушепотом, как бы боясь потревожить покой тех, кто отдал свои жизни за наш покой и уют. Мирную и созидательную жизнь.
…Хотя я бывал здесь и раньше, но каждый раз на глаза наворачиваются слезы. Кажется, что даже кровь в жилах стынет. Волнение и впечатление непередаваемое. Совершенно чужие люди, независимое от их веры и наречия становятся близкими, дорогими. Тут все понимают друг друга без слов, хотя многие из туристов приехали из ближнего и дальнего зарубежья.
Здесь не нужны пафосные речи, политические заявления. Люди понимают и осознают всецело, что война это зло. Трагедия. Смерти ни в чем не повинных народов, людей, которые оказались втянутыми в эту бесчеловечную бойню из-за интриг недальновидных политиков. Которые стремились завоевать, поработить народы Европы и править ими.
Отрадно, что они просчитались! Но, жаль, что на алтарь Победы было положено миллионны жизней, как солдат, офицеров так и мирных людей.
И когда ложишь живые цветы к каждой из мемориальных плит захватывает дух, не можешь удержать слезу.…И, видя тысячи имен погибших за этот город людей, убеждаешься в том, что каждый из них есть настоящий Герой своего народа и страны!
Мамаев курган: история и интересные факты
Прежде, чем начать повествование про то, почему называется курган Мамаевым, какова его история, отметим, что это естественная возвышенность (102 метра над уровнем моря) на правом берегу Волги. Во время кровопролитной Сталинградской битвы здесь шли ожесточенные бои за город, начиная с 1942 года. Сегодня курган известен, прежде всего своим памятником-ансамблем, воздвигнутым в память о погибших.Версий о том, почему Мамаев курган называется так, много, но реальных, приближенных к жизни, всего две. Название известно очень давно, по всей видимости, еще со времен Золотой Орды. На вершине в былые времена были сторожевые дозоры. Застава была учреждена не кем иным, как темником Мамаем, ставшим впоследствии ханом.Вторая версия тоже не нашла сто процентное подтверждение. По легенде, на кургане находится гробница, в которой был погребен хан Мамай в золотых доспехах. Косвенные доказательства были найдены в ходе раскопок в прошлом, однако саму гробницу отыскать так и не удалось.
Словосочетание «мамаев курган» появилось с легкой руки безымянного корреспондента, то ли услышавшего название этого места на местном наречии, то ли из рассказа не очень образованного краеведа и связи этого места с Золотой Ордой.
Возможно, что он был курганом в древности, хотя в ходе эпизодических раскопок Нового времени ничего похожего не выявлено, как и не подтверждены слова Геродота о возведенном на нем царем Киром каменном военном укреплении.
В XX веке раскопками заниматься было некогда. До Великой Отечественной войны большевикам было не до этого, хотя многие ученые и работали над вопросом о том, почему Мамаев курган так называется. До войны это место местные называли более прозаично – «бугор», что на наречии волжских татар звучит, как ни удивительно, «мамай». В период военных действий и обороны города курган называли «Высотой 102».
Сарматы, которые жили в этих местах почти тысячу лет до IV века, считали курган сакральным местом. То, что они проводили здесь свои тайные обряды, доказано историками.
Почему курган назвали Мамаевым, а не «курганом Кира», что было бы с исторической точки зрения более правильным? Ведь историки подтверждают факт нападения огромной армии персов во главе с Великим Киром в начале VI века нашей эры на поселившихся здесь скифов.
Правда, скифы воевать «по правилам» не желали и между пирами и охотами вели партизанскую борьбу, сочетая ее с тактикой «выжженной земли». Кир поднимался на вершину кургана и даже, согласно Геродоту, построил на ней каменную крепость. Однако это ему не помогло, и от скифов он еле унес ноги.
(Продолжение следует)