Не стихающее эхо трагедии…

Каждый год, в день всенародной трагедии вайнахского народа – чеченцев и ингушей, с невыносимой болью в душе вновь и вновь вспоминаю рассказы очевидцев, которых остается все меньше.
Вот и на днях не стало одного из них – уроженца селения Ярыксу-Аух Абдулмуталипа Арсеналиева, сына Мусанипа.

 

Абдулмуталип ушел в мир иной, не дожив семнадцать дней до чёрной даты — 80-летия со дня выселения из родового села, на 97-м году жизни. Дала гечдойла хьуна, тхан дика бусулба ваша!
Отец Абдулмуталипа — Мусанип, 1884 года рождения (шу марша), умер в 1958 году по приезду на Малую Родину.
Семья Абдулмуталипа переехала в родной Ярыксу-Аух в 1964 году и мирно проживает до настоящего времени. Абдулмуталипа по праву считали носителем живой истории нашего народа. Безупречная память, мудрые мысли и советы, чувство сострадания к ближнему и глубокая Вера во Всевышнего — это не полный перечень лучших качеств замечательного и умудренного жизнью Абдулмуталипа Арсеналиева.
Теперь о том, что рассказывал сам Абдулмуталип. Надо признаться, что от этих воспоминаний в жилах стынет кровь. На глаза наворачиваются жгучие слезы. Но об этом должны знать наши потомки, ибо народ без памяти становится манкуртом. Принято считать, жизнь не многому может научить того, кто не научился переносить страдания. Абдулмуталип и его поколение прошло кругами ада все «прелести» сталинского геноцида над чеченским народом…
– В год выселения, — вспоминал Абдулмуталип, — я был сознательным подростком. Помню обо всех зверствах, которые чинились над народом и отдельными людьми, НКВДшниками. Видел, как выкидывали трупы умерших земляков прямо на заснеженном поле. При этом, в глазах НКВДшников совершенно не улавливались даже следы жалости или сострадания, лишь сверкало стеклянное безразличие. Помню, как своих умерших родственники заворачивали в войлочные одеяла или наспех взятые лоскуты тёплых материй и везли хоронить до места конечного прибытия. Где и когда оно будет, тоже никто не знал…
Сопровождающие военные говорили, что имеется прицепный вагон, в котором привезут умерших к месту прибытия, где их похоронят. Но это была жуткая ложь, их часто выбрасывали в заснеженной пустыне. И трупы их становились добычей для шакалов.
Кому-то редко удавалось скрыть трупы родных и довести до конечной остановки. По сей день не могу забыть, как наш односельчанин Абдулсалех свою умершую мать сложил в мешок, предварительно сломав в пояснице с тем, чтобы довезти труп матери до места прибытия. Там он и похоронил ее, совершив возможный в тех жестоких и бесчеловечных условиях необходимый ритуал.
И сегодня нас просят забыть все эти ужасы и тринадцать долгих лет на чужбине… Предать тела умерших земле – это священный долг каждого мусульманина. Но нас никогда не покидала искренняя вера в Аллаха и надежда вернуться на свою исконную Родину.
С верой в торжество справедливости и смиренно поклоняясь нашему Создателю, Абдулмуталип, прожив достойно, ушёл из жизни.
Теперь о трогательной и весьма трагичной судьбе, прада, со счастливым концом, если так можно сказать, Яхмат Таймасхановой из Юрт–Ауха. Весть о возвращении тёти Яхмат на Родину разлетелась по всей стране и даже Европе, звонки родным и близким не умолкают ни на день даже сегодня. И это вполне понятные чувства, особенно для тех, кто испытал на себе все ужасы сталинского геноцида над целыми народами. Испытания, выпавшие на долю Яхмат Таймасхановой — это трагедия всего лишь одной семьи. Под жернова репрессивной машины попали целые народы.
Холодные и пронизанные стужей товарняки, отсутствие элементарных условий, хоть какой-то сносной жизни, минимум провизии, тёплой одежды и забитые до предела вагоны… Старики, взрослые мужчины, женщины, подростки, дети и, в том числе, больные.
В таких же бесчеловечных и ужасных условиях следовала в неизвестность и тяжелобольная Ажол Таймасханова с двухлетней девочкой Яхмат.
Тут мне на память пришли рассказы других участников ссылки, которые вспоминали жуткие муки, особенно молодых горянок, когда в девичьей застенчивости лопались мочевые пузыри. Да простят меня мои соотечественники… В таких, крайне невыносимых условиях, как вспоминал выше и дедушка Абдулмуталип, продолжалось движение вереницы эшелонов, забитых «каторжанами».
Семья тяжелобольной Ажол Таймасхановой с двухлетней Яхмат на руках доехала до киргизских заснеженных степей. Их поместили в районную больницу, а всех родственников увезли в неизвестном направлении. Больная Ажол умерла в больнице (Дала гечдойла, Дала декьал йойла). Маленькую Яхмат заметил местный партийный работник, киргиз по национальности. Не имея собственных детей, Ахмедбек Иманалиев удочерил беззащитную Яхмат и увёз к себе.
Об истории Яхмат знают многие, но я хочу напомнить лишь некоторые эпизоды из жизни двухлетней девочки. Родственники, которые находились под постоянным надзором органов комендатуры и НКВД, с первых же дней были в тщетных поисках Яхмат. В тех условиях это было крайне затруднительно. После долгих тринадцати лет поисков старший девятнадцатилетний брат Дауд разыскал Яхмат. Но «отец» девочки, учитывая статус репрессированных родственников, не выдал девочку брату. Позже, когда чеченцы вернулись на родину, Дауд неоднократно ездил в Киргизию и искал сестру, но место жительства новой семьи Яхмат менялось и поиски не дали результата. Однако Таймасхановы никогда не забывали Яхмат, особенно брат Дауд неоднократно повторял поиски, вспоминал младшую сестру и перед смертью произносил её имя, в надежде, что она вернётся на родину, к своей семье…
Не сидела сложа руки и сама Яхмат. Она исписала целые тома в поисках своих родных и только сейчас, по Воле Всевышнего, нашла их. Трудно передать чувства и эмоции родных и близких людей, которые встретились через столько лет… Увидевший эту трогательную сцену непременно становился самым близким человеком для Яхмат. Несмотря на все испытания, она сохранила мудрость, спокойствие, лучшие качества дочери чеченского народа и глубокую веру в Аллаха.
Вырастила двух прекрасных дочерей Мавлюду и Фатиму и благородного сына Чингиза. Он назван в честь великого писателя и дипломата Ч.Айтматова. Безусловно, они души не чают в своей матери. Готовы сделать всё ради её душевного спокойствия. Очереди, приглашения Яхмат в гости от родственников и просто знакомых нескончаемы. В свои восемьдесят два года Яхмат, благодаря Всевышнему и заботе дочерей, сына и киргизских родственников, держится бодро и достойно. Дай Аллах ей здоровья и долгих лет жизни!
Великий мыслитель У. Фосколо писал: «Природа, создав людей такими, каковыми они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». Теперь у нашей Яхмат–Светы есть две прекрасные семьи, а также две Родины – Аух, что в Дагестане, и Киргизия, где она выросла. И там, и здесь ее любят, уважают, ценят. Она это заслужила всей своей жизнью.
Эти два небольших эпизода из жизни показывают масштабы и глубину трагедии. При этом, можем гордиться духовно-нравственными и национально-патриотическими качествами наших предков. Нынешнее поколение в будущем не вправе забыть трагедию своего народа. Нам следует помнить, какие испытания выпали на долю наших дедов, отцов, старших братье, сестер.
Они своим мужеством и несгибаемой волей, с верой во Всевышнего, пронесли через невзгоды и лишения лучшие традиции и обычаи нашего народа. Свято надо помнить, что только единство и сплочённость, глубокая вера в справедливость, анализ причин прошлых трагедий позволит нам занять достойное место в этом сложном и противоречивом мире.
Мы так же обязаны помнить и о тех, кто, несмотря на все запреты жестокого режима сталинизма, добивались справедливости. Рискуя собственной свободой, писали во все инстанции и на местах, и высшему руководству страны о беспределе, который чинится в отношении нашего народа.
Мы не вправе забыть неутомимый труд наших соплеменников, которые по возвращению на Кавказ не прекращали работу, направленную на достижение полной политической, территориальной и социальной реабилитации чеченцев Дагестана, которые исторически проживали на этих землях. Результатом деятельности наших активистов всех поколений послужило принятие ВС РСФСР ФЗ «О реабилитации репрессированных народов» 26 апреля 1991 года. Затем — Постановления III Съезда НД ВС ДССР в июле того же года и Программы восстановления Ауховского района.
К огромному сожалению, столь значимые нормативные документы до сих пор не достигли поставленной цели.
А в Казбековском районе муниципальное руководство на эти законы и акты вовсе решило не реагировать (?!). Поэтому результат реабилитации жителей — выходцев из сел Акташ-Аух, Юрт-Аух и Бурсун по-прежнему не сдвинулся с «мертвой точки». Но мы уверены, что так продолжаться не может и Ауховский район будет восстановлен в границах 23 февраля 1944 года.
В настоящее время Общественный Совет чеченцев Дагестана, Совет старейшин, Молодежный комитет, опираясь исключительно на федеральные и республиканские законы РФ и РД, ведут активную работу в целях объединения общественных организаций и всего нашего народа, сохранения мира и стабильности в регионе и в республике вцелом.
С этой целью прошли встречи в Духовном Управлении мусульман Дагестана, с заместителем Министерства по национальной политике и делам религии РД, Главами МО «Казбековский район» и «Новолакский район».
Отрадно, что в ходе дискуссии мы пришли к единому мнению, что необходимы встречи с представителями чеченской, аварской и лакской общественности, чтобы в конструктивном ключе обсудить накопившиеся вопросы, ибо все они должны решаться в рамках действующих законов. Иной путь не приемлем. Он всегда ведет в тупик.
Поэтому тем, кто противится реабилитации чеченцев Дагестана, надо помнить, что они противодействуют Законам РФ и РД, игнорируют прописные истины Ислама и пренебрегают нормами общечеловеческого поведения. Подобная практика всегда пагубна и это доказано многочисленными историческими фактами. У нашего народа есть полная уверенность, что справедливость восторжествует и мы займём полагающееся нашему народу достойное место в многонациональной дагестанской семье.

Арби Батырсултанов

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля