Мужчины не плачут…

1979-1989 годы… Целых 10 лет страха за сыновей, братьев и столько же лет ожиданий и слез. Столько горя и страданий! Кто их считал? Где–то читала: «Сострадание к постигшему тебя горю не бесконечно». Верные слова. Во многие семьи постучались горе, потери и навсегда вселились в сердца матерей, отцов, братьев и сестер.
И неправда, что «Гинарг дицло». С этим живешь всю оставшуюся жизнь – сутки, месяцы ожидания накладывают свой отпечаток в сердцах, в первую очередь, родителей, а потом уже других близких.
Никогда не забуду, как мама в июльский жаркий день попросила затопить печку – это она на рынке услышала, что из Афганистана везут «Груз–200», а ее сын (наш старший брат Гилани) служил там в 1979–81 годы. Как молчаливый отец, близко сидя перед телевизором, «ловил» новости. Они страдали и ждали молча, не посвящая нас, детей, в свои думы.
И дождались – это было величайшим счастьем и везеньем для нашей семьи. Тогда ни отец с матерью, ни мы, их дети, не знали, что спустя пять лет война придет на чеченскую землю и еще через полтора года взрыв мины унесет жизнь нашего младшего из братьев – Ахмеда. И опять же в июньские жаркие дни мой отец сидел на тазияте в …тулупе…
И я тогда посвятила эти строки, обращаясь к покойному брату:
«Цу кхехкачу довхачу дийнахь,
Даде кетар юхийти ахь…».
Через испытания прошли десятки, сотни тысяч россиян. Официальным данным позволяю себе не верить. Издавна потери в войнах искажались. Да и возможно ли быть точным в этих подсчетах? Какое страшное слово «подсчет» в отношении человеческих жизней!
Я – не политик, никогда им уже не стану. И Слава Всевышнему за это. Может быть, Горбачев и развалил страну, но он подарил многим матерям самое ценное, возвратив их сыновей домой.
Понятно, что Афганистан наложил на них свой отпечаток – у кого психика не выдержала, кто болел и продолжает болеть физически, а кто вернулся инвалидом. А родители рады и тому, главное – дети живы.
Постоянно повторяю, мне всегда жаль мужчин – отцов, братьев, сыновей. В любой ситуации, будь то война, смерть близкого, конфликтная ситуация, они – впереди. В холод, зной и в дождь. Что ни говори, они – наш локомотив. Неправда, что мужчинам легче, просто они не плачут…
Руми СУЛТАХАНОВА