Заседание общественной палаты хасавюртовского района

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

В ходе заседания его участники обсудили общественную обстановку в стране, нравственное воспитание детей в современном обществе, а также вопросы противодействия идеологии экстремизма и терроризма и проводимые мероприятия по недопущению вовлечения молодёжи в протестные акции.
С докладом о духовно-нравственном воспитании детей в семье и школе выступил Руслан Бийболатов.
— Понятия «нравственность и духовность» становятся всё более актуальными в последнее время. Сегодня дети взрослеют гораздо раньше. Может, причиной являются социальные и экономические катаклизмы, нарушение экологического равновесия, ухудшение физического и нравственного здоровья людей… И на этом фоне растёт детская преступность, цветёт наркомания, идет переоценка ценностей. В современных условиях так сложилось, что за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения, главными ответчиками считаются семья и школа.
Конечно, формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, и в ответе за это самые близкие люди. Родители должны воспитывать, сопереживать, понимать и поддерживать своего ребёнка уже только потому, что они его родители. И это их прямая обязанность.
Никто не идеален… От первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток. Им ещё трудно отличить, что «хорошо» и что «плохо». Поэтому общая цель семьи и школы — воспитать устойчивости к негативным пробам. Задача школы — сделать семью помощником и другом, как для самого ребёнка, так и для школы. Оба института (и школа, и родители) должны дополнять и помогать друг другу.
Не навредить — один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребёнка. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Если где-то в воспитании ребёнка произошла ошибка, его недопоняли, не разглядели момент, когда характер стал агрессивным или подросток ушёл в себя, то может произойти срыв и мы можем стать свидетелями таких случаев, как в Брянской гимназии №5, где 14 -летняя девочка устроила стрельбу по одноклассникам (пострадали 5, одна из раненых скончалась) .или случай в Махачкале. Две девушки избили третью, а окружение снимало на телефон… И это происходило не один раз. Воспитательные беседы с ними проводились, но мать одной из дравшихся верила больше своей дочери.
Случай в Хасавюрте: в школе № 5 16-летний житель избил 12-летнего мальчика, вымогая 3 тысячи рублей, а ученик 8-го класса снимал происходящее на телефон… Примеров можно приводить много — суть одна. Наша с вами задача — оказаться рядом в трудный момент для ребёнка, не дать ему покончить с собой, попробовать наркотик или отыгрываться на более слабых. А еще лучше, сообща воспитать его нравственно и духовно развитым членом общества. Большая заслуга в хорошем воспитании лежит на родителях, опекунах, близких людях.
Мусхабова Раиса — зам. директора по учебно-воспитательной работе МКОУ «Гимназия Культуры мира им.А.Д.Адилсолтанова» с.Нурадилово.
— Важная роль в формировании основных принципов нравственного поведения старшеклассников принадлежит общеобразовательной школе, так как её деятельность имеет целенаправленный и целостный характер — именно в школьном возрасте ребёнок социализируется, расширяется круг его общения.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Для освоения нравственного опыта подростки нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт подростков ограничен. Отсюда и необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в план воспитательной работы включаются мероприятия, посвящённые важным датам Росии: День Конституции, День Победы, День толерантности, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
Джанболат Алиханов — управделами МО «Хасавюртовский район».
— Конечно, обсуждаемая на данном заседании тема «Общественная обстановка в стране и нравственное воспитание детей в современном обществе» очень актуальна. От воспитанности и образованности зависит многое. В детях надо воспитывать, прежде всего, доброту, уважение ко всем. В советские времена вопросу воспитания детей уделялось огромное внимание. Оно было основано на принципах коллективизма, патриотизма и идеологической направленности. Целью воспитания было формирование активной гражданской позиции, уважения к труду и коллективу, развитие нравственных и этических ценностей. Были походы и экскурсии по памятным местам и т.д. К сожалению, в 90-х годах произошли большие перемены. Многое хорошее из всего этого утрачено. Вот мы и пожинаем плоды и пытаемся наверстать всё упущенное. Отсутствие воспитания влияет на все аспекты деятельности человека, потому что это выражается во многих его поступках. Мне кажется, когда у детей много свободного времени, они находят занятия не самые лучшие. Их надо занимать делом, уделять им внимание. И в этом плане огромная ответственность лежит на вас — учителях, и, в первую очередь, на родителях.
Юлдуз Джамалова — зам. директора по воспитательной работе Муцалаульской СОШ №1.
— Учителя начальных классов начинают воспитывать детей, которые обучаются в 1-м, 2-м классах. Они регулируют их поведение и выбор, и от них зависит каким ребёнок вырастет. Воспитание зависит от того, как учит учитель, то есть, собственный пример. Надо сказать, воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служит единой цели, целостному развитию личности школьника.
Говоря о случаях жестокости и избиений, имевших место в отдельных школах, Юлдуз Джамалова отметила, что агрессия среди подростков стала чумой 21- века.
Альбина Казакова — зам.директора по воспитательной работе школы станции Карланюрт.
— Как сказал наш президент Владимир Путин: «Битва за Россию продолжается…» И мы победим, если у нас будет единое направление в воспитании подрастающего поколения. Главной целью обучения является воспитание человека. 30 лет воспитание было пущено на самотёк. Сегодня мы видим, что милосердие подменено жестокостью. Мы живем в непростое время, на Украине идёт СВО, события в Палестине не могут нас не волновать. Этим и другим вопросам также должны уделять внимание учителя.
Есть общероссийская общественно-государственная организация «Движение первых», созданная в июле 2022 года. Целями движения будет являться содействие проведению государственной политики по вопросам детей и молодёжи, участие в воспитании детей, их профориентации, организации досуга, а также создание среды для их самореализации. Думаю, оно даст свои плоды.
Дженнет Адылова — директор МКУ «Молодёжный центр» МО «Хасавюртовский район».
— Спасибо всем, кто здесь выступил, вы говорили о важном. Видно, что на местах работают грамотные педагоги. Бывая в школах района, мне всегда хочется говорить больше с родителями учащихся, чем с ребёнком. Только учитель знает, чем занимается их ребёнок. А они, в большинстве своем, очень много времени проводят в социальных сетях, и не всегда с пользой для себя. Я всегда считаю: если с моего мероприятия хоть один ребёнок унесёт что-то полезное для себя — значит, я работаю не зря. Хочу ещё заметить, что внимания требуют не только учащиеся школ, но и молодёжь наших сёл тоже.
Своей точкой зрения по обсуждаемой теме поделился и Муратхан Кандауров — и.о.председателя комиссии по делам несовершеннолетних.

Ильмади СОИПОВ
Фото автора