Грустно мне… Печаль вокруг…
Хоть в годах меня ты старше,
В прессу я пришел
пораньше.
Вместе прозу и стихи,
Мы писали для души.
И учились друг у друга,
Трое суток мы не спать:
Репортажи, зарисовки,
Нагара в срок выдавать.
Не прожив в миру полвека,
Ты в иной ушел, мой друг.
Без тебя верстать дни
в лета,
Грустно мне. Печаль вокруг.
…И к плите твоей
надгробной,
Вновь в слезах я опускаюсь,
Сердце, в клочья, разрывая,
Их ничуть я не стесняюсь.
В прессу, хоть пришел
пораньше,
У тебя учился я.
Ибо был меня ты старше,
Мне наставником всегда!
———
Адильгерей. Адик. Герей. Дадаш. Вокхваши. Печваши.
Это все о нем – Адильгерее Умаханове, уроженце Киргизии (родился 19 апреля 1952 в году. В пору депортации чеченцев), выходце из Акташ- Ауха.
Проживают, Умахановы по, сей день в селе Дитташка (Тутлар), что в Хасавюртовском районе, Республики Дагестан.
Адильгерей окончил Адильотарскую среднюю школу. Затем учеба в ЧИГУ на филфаке. Уже дипломированным специалистом вернулся в родное село. В педагогическом коллективе своего выпускника приняли радушно. Ему сразу определили класс. Выпускники по сей, день с благодарностью, вспоминают своего первого школьного учителя. Он сумел стать для них не просто педагогом, но и настоящим другом. Они могли поделиться с ним своими планами, мечтами и даже заветными тайнами. Не каждому так везет в школе!
В семье Умахановых все дети учились прекрасно, что в школе и дальше в ВУЗах. Мать Алипат оставшись, одна без мужа Салимгерея, сумела привить им любовь к труду. Дать всем достойное образование. Она воспитала в каждом из них чувство ответственности перед светлой памятью рано ушедшего из жизни отца. И помимо этого любовь и уважение к старшим, готовность помочь младшему. Быть причастным к полезному труду в этой дружной семье — было главным критерием.
Руководствуясь, этими принцами Адильгерей и прожил свою недолгую жизнь. Но она была наполнена смыслом и единственным желанием — честно и добросовестно служить своему народу. И ему, скажу, это удалось.
У коллег, своих учеников, их родителей он пользовался непререкаемым авторитетом. И, тем более, в таком молодом возрасте. Не каждому под силу такое. Но он знал, любил и ценил свою работу так, же и людей вокруг себя, независимо от их возраста, занимаемой должности, национальной принадлежности.
Чувство патриотизма к своему народу, горячая и неподдельная любовь к родному языку и привели его на Дагестанское республиканское радио. Оно как раз было в стадии своего творческого становления. Это начало 80 – х годов прошлого столетия.
Руководил всем процессом Явмурад Испайханов, который до этого работал в «Дагправде» собкором по Северному Дагестану. За его плечами был богатый жизненный опыт и педагогический стаж. Именно он приобщал Адильгерея Умаханова к языку Пушкина и Саида Бадуева, работая педагогом в сельской школе. Затем Явмурад успешно работал в школах Хасавюрта и педагогическом училище имени З.Батырмурзаева.
Предложение Явмурада перейти на работу в Махачкалу Адильгерея, естественно, обрадовало. Он еще со школьных и студенческих лет не только читал классиков зарубежной, советской, чеченской литературы, но сам писал стихи, очерки, зарисовки.
Правда, выносить их на читательский суд не решался. Но в кругу своих друзей все знали о тонкой и лирической поэзии Адильгерея.
Класс, которым руководил Адильгерей Салимгереевич, когда он решил уйти из школы, в знак протеста целую неделю не ходил на занятия! Ему стоило большого труда убедить своих воспитанников в нужности, важности и в значимости перехода на работу в чеченское радио!
Для него доминирующим был принцип: «Кто, если не я!» Жить по- иному он и не мог!Мне же в этой связи вспоминается недавний разговор с молодым человеком, который пробовал себя в разных сферах. Видя, все это я, спросил у него: «А зачем ты ушел с преподавательской работы, из творческого коллектива, где мог бы привить детям любовь к родному языку, быть в числе тех, кто возрождал бы его?»Ответ его, меня ошарашил: «Там не было стимула(?!)» Ему невдомек, что стимул и мотивацию не воспитаешь в себе без чувства любви к родному языку, к народу, к работе, к людям. А это все зиждется на внутреннем стержне самого человека. Если же его нет, считай, он пропал.
А они, Явмурад Испайханов, Адильгерей Умаханов, Салвади Баймурадов до последних дней жизни проработав в национальной журналистике, без элементарных условий: отсутствие жилья, оплаты за квартиру по найму, годами ездя на электричках от Хасавюрта до Махачкалы и обратно, не говорили об этом «стимуле». Они достойно прошли свой отрезок жизни. Честно прослужив выбранной профессии и своему народу.
Сохранение, возрождение родного языка, чеченского радио в многонациональном Дагестане – было для них и их коллег Зухры Арсланалиевой, Маьлхазни Хазбулатовой смыслом жизни.
Говорю об этом не понаслышке, ибо после того, как в декабре 2001 году не стало моего коллеги, друга и наставника Адильгерея, сам работал в дружном, в творческом отношении очень грамотном коллективе ГТРК «Дагестан».
Да, было трудно: газета, учительство в школе, командировки, но в память о своих рано ушедших в мир иной друзьях и патриотах, можно и нужно было осилить все!
В плане работы особых проблем не было, ибо авторитет Явмурада и Адильгерея и заданный ими импульс работы был на должном уровне. Нам же оставалось сохранить высоту этой планки. И мы старались. Думаю, получилось.
Прекрасно провели весной 2002 году двадцатилетний юбилей чеченского радио. Средства на его проведение собирали буквально с миру по ниточке. Вместе с Адамом Алимпашаевым, с нашим спортивным обозревателем, мы объездили почти все организации, учреждения, бизнесменов и предпринимателей Хасавюртовского региона.
…Помню, как Магомед Халимбекович Гамидов , (жаль, его уже нет среди нас), буквально до самого начала требовал у меня план – сценарий мероприятия. Его – то и не было! Хотя я убеждал мэтра дагестанкой журналистики, народного поэта Дагестана и нашего руководителя, что все есть!
И каково было удивление Магомеда Халимбековича, когда торжества прошли на одном дыхании и предельно организованно. И гости, и все наши коллеги остались довольны.
По завершению вечера он подошел ко мне, крепко пожал мою руку и, улыбнувшись, сказал: «Действительно и не нужен сценарный план!» Но другим не говори об этом! В таком же ключе, подхватив нашу идею, на ГТРК «Дагестан» стали проводиться юбилеи национальных радиовещаний.
…К огромному сожалению, после двадцатипятилетнего юбилея чеченского радио, эта традиция осталась в прошлом.
…Каждый раз, бывая в Махачкале по работе, обязательно стараюсь заглянуть к своим коллегам на ГТРК «Дагестан». Руководит коллективом по-прежнему профессионал и умелый организатор творческого процесса Луиза Гаджиевна Алиханова.
При встречах нам есть кого и, что вспомнить. Ведь люди, которые ушли раньше нас, живы пока мы, помним о них.
Вот об этом нам никогда нельзя забывать. Руководствуясь, этой прописной истиной я, и, продолжаю свой жизненный и творческий путь.
Именно в этом я и вижу свой стимул и предназначение: помнить о тех, с кем работал: писал и ошибался. Творил во благо и для народа. Жил, дружил, общался. Делился куском хлеба. Радостями и болями.
И еще. Смысл жизни в умении прощать! Да, именно так оно и есть! Прощать даже своих недругов и врагов в том числе! Тогда люди и мир вокруг нас станет намного чище и добрее.
К этому я призываю всех нас в этот Священный месяц Рамадан!
…Лишь прощая других в бренном мире,
Люди, к Богу чуть ближе мы станем!
Не пристало нам жить, словно в тире,
И переча людскому Уставу!
МАХАЧКАЛА. АПРЕЛЬ 1992 ГОД. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ЧЕЧЕНСКОМУ радио на ГТРК «Дагестан»
Жаль, троих уже нет с нами…
Фото Камиля Хункерова