Наше богатство — в общении!

Уже второй год ездим в родной Серноводский сельскохозяйственный  техникум без нашего друга Адама (шу марша). Вахмурад Басханов — не только мой личный друг и наставник, но свой человек в нашем творческом коллективе.  Это и понятно, ведь за его плечами большая жизненная школа, производственный опыт, умение общаться с людьми, находить к каждому из нас именно тот ключик, которым легко и просто можно открыть «ларчик» в наши, к огромному сожалению, черствеющие души. Лично я тут не вижу исключительно нашей вины. Жизнь, как говорится, расставляет свои акценты. И они не всегда объективны. В повседневной суете и, что скрывать, каждодневно ища место под солнцем, люди уже в упор не видят друг друга, не замечают, что ближнему плохо, не спешат зайти к соседу просто так, как в старые добрые времена, посидеть за чашечкой чая. Поговорить, пообщаться, поделиться о себе, о жизни – нам уже некогда. Мне кажется, что некоторые из нас стали забывать, что мы живем единожды. И главной нашей целью должно быть   желание искренне творить добро: здесь и сейчас! Не откладывая на завтра, на потом, на перспективу.Особая благодарность нашему аксакалу, мудрецу и отменному водителю Вахмураду Басханову! Вначале, когда он однозначно заявил: «Едем на моем «Москвиче!», — я все это воспринял,  как шутку. Но за день перед нашим выездом он убедил меня в том, что так все и будет. В том, что машина зверь, а водитель — ас, я  убедился давно и однозначно.
Много было встреч, эмоций, приятных воспоминаний, впечатлений. И все это мы зафиксировали в фотографиях.
Вахмурад Басханов, окончив Семипалатинский СХИ, еще в годы депортации чеченцев и ингушей, по распределению приехал в восстанавливаемую ЧИ АССР. Здесь, в Самашках, он и начал свою трудовую биографию. Вот с тех пор он при каждом случае приезжает к своим друзьям, равно как и они в Хасавюрт. В годы двух войн в семье Басхановых, как и у всех соплеменников, нашли приют и крышу над головой многие семьи из Чеченской Республики.
Памятуя именно об этих простых истинах, мы, ежегодно, после священного месяца Рамадан, отправляемся по местам своей студенческой юности – в Серноводск. 
В этом году мы немного изменили формат поездки. Решили навестить моих сокурсников — братьев  Бадрудина и Шарудина Лорсановых. Это известные в республике труженики, уважаемые люди. Бадрудин долгие годы руководил местным хозяйством. Да и сейчас  он был занят посевом в знаменитом на весь мир селе Валерик.Шарудин, правда, по специальности не работал. С семьей долгие годы жил в Москве. Теперь и он вернулся в родное село Шаамиюрт. Живут братья по соседству. Тут же обосновался и третий из братьев — Шахрани. Он нас и встретил на краю родного села.В доме каждого чеченца всегда рады гостям. И, что самое примечательное, в любое время года и суток. И создается впечатление, что люди всегда ждут и готовы принять дорогих гостей, независимо от их количества. Так было и в нашем случае. Пока Вахмурад с Бадрудином вспоминали своих общих знакомых, а мы с Шарудином свои студенческие годы, добродушная хозяйка Билкиз тут же накрыла на стол: традиционный жижиг–галнаш, острая чесночная приправа, горячий бульон, ч1епалгаш, т1о-берам.
Каждому из нас было, что вспомнить, о чем рассказать. К огромному сожалению, были в нашем кругу и потери. Такова жизнь. Две войны в Чечне, терроризм, свирепствовавший на Кавказе, СВО на Украине наложили свой печальный отпечаток на нашу жизнь. Тяжело, но остальным надо жить. Жизнь–то продолжается.
К примеру, в Шаамиюрте есть улица имени Лорсанова – это племянник моих сокурсников., погибшего  от рук бандформирований.  Улиц, школ, учебных заведений, названных в память о Героях нашего времени, в населенных пунктах много., ибо мы не вправе забывать их имена и подвиги. Дала г1азот къобалдойла церан!
Направляясь в Серноводск, как только свернули с ФД «Кавказ», заметили идущего пешком парнишку. Естественно, посадили в машину. Вспомнил, как не единожды преодолевал эти 7-8 км дороги пешком при любой погоде.
Аслан Акаев, восьмиклассник, общительный молодой человек, рассказал нам о новостях в регионе. Тут буквально за 8 месяцев построили основательный военный комплекс для полка «Ахмат-Север».
Каждый раз приезжая в родной альма–матер, встречаясь с нынешними студентами, возвращаюсь в свою далекую юность. Мы и учились, работали в родном учхозе, в стройотрядах. Сегодня, естественно, многое изменилось, но в беседе с нынешней молодежью, к огромному сожалению, не заметил в их глазах той искорки, задора  и рвения к учебе.
Когда спросил у них, какова стипендия, они переглянулись и хором ответили: «У нас ее нет!».
«Чтобы заработать стипендию, надо  хорошо учиться!», — говорю им. И подошедший к нам Усман снял весь вопрос. Он отличник учебы и получает стипендию! «Берите с него пример!»- сказал им и решил продолжить экскурсию по родному техникуму.
На третьем этаже в кабинете заведующего отделением Хасу Дагаевича Сардалова сегодня уже его сын Хаваж Хасуевич, тоже выпускник данного учебного заведения. Затем Новочеркасский ВУЗ. 
«Преемственность сохраняется, значит», — улыбаясь, протянул ему руку и крепко обнялись.«Стараемся», — ответил Хаваж. Потом вспоминали про свои студенческие годы, добрые традиции наших лет и нынешнее состояние системы образования. И во многом мы нашли общие точки соприкосновения…
Не могу не отметить об очень интересном факте. На проходной меня встретил представитель службы охраны. Поздоровались. Представился, как выпускник. И потом он сказал, что  в те годы тут работали его родители – Поповы. «Может, помните?». «Конечно! —  обрадовался я. 
Видимо, уловив на моем лице недоумение, что его зовут Висханом, а фамилия родителей Поповы, он пояснил.
«Две войны многое что изменило в селе, в районе, республике и в людских судьбах. Многие наши стали уезжать: Агеевы, Красниковы, Погореловы, Тхостовы, Остриковы, Шушановы, Чехоевы, Шелест, Малыхины, Герасимовы и другие. Некоторых из них уже нет среди нас. Я  получал от них весточки в годы войны, что им неимоверно трудно адаптироваться вне Чеченской Республики. Я принял ислам, остался здесь, в родном Серноводске, в любимой Чеченской Республике. Тут я родился, здесь у меня друзья, мы уважаем друг друга».
Всю дорогу до Самашек я находился под впечатлением услышанной истории.  Поведал о ней  Вахмураду и его другу Хамиду Паршоеву. Они вместе трудились пять лет в одном хозяйстве в первые годы возвращения чеченцев и ингушей в родную республику. Хамид, кстати, ингуш. Но он так и не уехал в соседнюю Ингушетию. Остался в Чечне. Здесь его семья. — дети и внуки. Сожалеет временами, что ряды старых и верных друзей редеют.  Каждому нашему приезду в его семье очень рады. Не была исключением и очередная встреча друзей.
Слушая старых друзей и видя в их общении искреннюю радость, однозначно ловлю себя на мысли, что я бесконечно счастливый человек, ибо являюсь не только их современником, но их другом, независимо от разности лет. У нас много общего во взглядах на жизнь: в Стране Советов и в нынешней демократической Руси. Наше богатство — в общении! И в этой связи мне вспомнились слова Ж.Лабрюйера: «Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам  не по карману, — пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого – сделка принесла бы нам лишь убыток».
Тут мне искренне хочется добавить уже с высоты прожитых мною лет: «В этой жизни важнее быть разумным, чем ежедневно гоняться за богатством. Смысл жизни не в накоплении денег. Нужно помнить простую истину — богатства можно лишиться вмиг, а твоя разумность всегда останется с тобой». Далек от мысли навязывать кому–то свою точку зрения, но моя убежденность именно в этом. И не потому, что у меня нет больших денег, а в силу того, что мой отец меня учил жить именно разумно и уважая истинных людей, а не тех, кто всю жизнь копил богатство.
Поэтому у меня везде и всюду есть друзья и коллеги, к которым могу заглянуть в гости в любое время года и суток, равно, как и они ко мне.  Людское общение, человеческая дружба — не это ли есть настоящее предназначение человека и его счастье на этой бренной земле? Мой ответ однозначен — да!
 А как думаете вы?
С надеждой быть понятым
Умар  Якиев, журналист