Чужих детей не бывает…

25 мая в России и во всём мире отмечается Международный день пропавших детей.  Ежегодно в эту дату вспоминают о тех, кого не удалось найти. Идея посвятить специальный день проблеме пропавших детей впервые появилась в США. В этот день, 25 мая 1979 года, по дороге из школы пропал шестилетний американский мальчик Итан Патц. В 1983 году, спустя четыре года после пропажи ребёнка, президент США Рональд Рейган объявил 25 мая Национальным днём пропавших детей. В России Международный день пропавших детей отмечают по инициативе Ассоциации «Поиск пропавших детей» с 2012 года. В этот день Ассоциация напоминает: здоровье и безопасность детей находятся в руках родителей, опекунов, учителей и других взрослых.
Только по официальной статистике, пропавших детей на планете миллионы, и с каждым годом их становится больше. По данным международных правозащитных организаций, в среднем в Европе ежегодно исчезает более 70 тысяч несовершеннолетних, в России примерно 10 тысяч, в США — более 420 тысяч. Причём, данные цифры — это официальные данные, неофициальные гораздо выше. А потому организации, задействованные в поисках пропавших детей, ещё раз предостерегают родителей и напоминают им, как важно заранеее позаботиться о безопасности своих детей. Когда пропадает ребёнок, службы и волонтёры делают всё возможное, чтобы его найти, но не всегда поиски заканчиваются благополучно. Несколько сотен детей в стране ежегодно исчезают бесследно — это те, кого не могут найти долгие годы.Как показывает практика, многие из пропавших детей сами убегают от родителей или из детдома. Причины тому разные — ссоры со старшими, непонимание или агрессия в семье, желание «посмотреть мир»…Мне хочется привести здесь цифры, которые журналист Иван Швецов озвучил на телеканале «РОССИЯ — 1».«В России каждый день пропадает без вести около 300 человек, примерно четверть из них несовершеннолетние дети. Они исчезают внезапно, без объяснимых причин, многие навсегда. За несколько лет количество без вести пропавших почти удвоилось и превысило астронимическую цифру — 120 тысяч человек. Это сопоставимо с суммарным населением двух городов Кировской области — Кирово-Чепецка и Слободского…».Как мы знаем, в большинстве государств при правоохранительных органах и структурах существуют спецподразделения для розыска пропавших и похищенных детей. К тому же по всему миру десятки волонтёров и общественных организаций ведут их поиски. В данном процессе используются все методы — от расклеивания листовок до прочёсывания местности. А одним из оперативных средств последних лет для распространения  информации о пропавшем  ребёнке стал Интернет, где на сегодняшний день существуют сотни баз данных на пропавших несовершеннолетних и всемирная паутина позволяет оперативно реагировать на происходящие события. В России также несколько групп по поиску детей есть в социальных сетях, весьма эффективны публикации о пропавших на региональных сайтах.  Не могу отрицать, что все эти службы работают эффективно. Но мне очень хочется рассказать о  конкретном человеке, который  спас несколько сотен осиротевших детей в двух чеченских войнах. Считаю, что она заслуживает, чтобы в канун такой даты о ней вспомнили. Её зовут Бирлант Касаева.  Они с мужем жили в центре Грозного, вели свой небольшой бизнес. Но в 1995 году всё рухнуло. Во время одной из бомбёжек муж погиб и женщина осталась одна с двумя детьми. Младшему сыну было всего пять месяцев. Тогда и началась история ее приюта.
— Помню, я долго ходила по разбитому Грозному. Казалось, в нем всё умерло. И тут я увидела мальчишку лет 12-ти. Его звали Рахим. Он искал в мусоре еду. Я села рядом с ним и тоже стала палочкой ковырять в земле. Спросила его: «Мальчик, ты чей?». Он ответил: «Ничей». Я сказала: «Тётя теперь тоже ничья, пойдём, я тебя накормлю».
Рахим стал первым ребёнком, которого я приютила. Так начала находить детей и приводить их к себе домой. С Рахимом мы, кстати, до сих пор на связи, — вспоминает Бирлант. — В этом горе я нашла себя. Не только я помогала этим детям, но и они помогли мне выжить —  поддерживали меня, благодаря им у меня появился смысл жизни…».
Вскоре Бирлант собрала в своей квартире 12 детей. Потом ещё и ещё. В итоге в 1996 году ей выделили два коттеджа в черте города, а приют сделали структурным подразделением Министерства соцзащиты. К тому времени детей уже было более тридцати и число их росло. Ни о каком государственном финансировании речи не шло. Ни Бирлант, ни кто-либо из воспитателей не получали официальной зарплаты. Мебель, игрушки, продукты добывали как могли:  приносили знакомые и соседи. Приют, в зависимости от военных действий, периодически менял место расположения. 
— Бомбёжки были частые и много времени проводили  в подвале.  В Надтеречном нам выделили три комнаты в подсобном помещении старой школы. Про нас моментально узнали и стали привозить детей со всей Чечни. Очень быстро их число  выросло до ста. В большинстве своём были русские дети. В начале помогали только односельчане —  принесли кровати, муку, кто-то — мясо. Тогда не было ни света, ни газа, ни воды, действовал  комендантский час. Но мы быстро превратили помещение в небольшой приют, — рассказывает Бирлант.
— Вскоре в село вошли российские военные. Это был Волгоградский ОМОН. Во дворе неработающей школы они увидели играющих детей. Их генерал зашёл к нам во двор и не смог ничего сказать — он даже прослезился. «Составьте список всего, что вам нужно», — сказал он перед уходом.
Так военные взяли шефство над нашим приютом. Потом их заменил курский ОМОН. В общем, мы были в безопасности и еду нам поставляли постоянно, — продолжает Бирлант. 
За одиннадцать лет через приют Бирлант Касаевой прошло около тысячи детей разного возраста и национальности. Кто-то остался в Чечне, кого-то нашли родственники и забрали домой. Многие смогли найти своих родных через телепрограмму «Жди меня». 
Воспитанники стараются поддерживать связь с Бирлант. А она до сих пор старается помогать им в трудное время. 
В 2006 году Бирлант Касаеву представили к Международной премии  ООН «ЮНИСЕФ» «Золотое сердце», присуждаемой «За выдающиеся достижения в служении высшим идеалам человечества». Патронессой вечера выступила актриса Софи Лорен. 
«Я думаю, что открыть своё сердце детям — это прекрасно, но открыть своё сердце детям и сделать так, чтобы они были счастливы в труднейших условиях — в условиях войны — это требует особого мужества! Я счастлива сегодня вручить приз этой великолепной женщине» , — так о ней отозвалась Джессика Ланг — голливудская актриса, специальная гостья церемонии награждения премии «Золотое сердце».       
 На награждение в Москву она приехала вместе с пятьюдесятью своими воспитанниками. 
Ситуация в Чечне постепенно стабилизировалась. Дети войны выросли, а других её воспитанников приняли в чеченские семьи. Через год после получения премии  приют закрылся. С тех пор Бирлант живёт в Надтеречном районе, ухаживает за своим садом и собирает собственный музей памяти.
И сегодня её бывшие воспитанники, живущие в разных уголках России, звонят и пишут, называя ее, как и прежде, «Мама Бирлант»… А некоторые даже приезжают в гости со своими родителями.
Мне же остаётся добавить, что эта добрая, красивая и сильная чеченская женщина, взвалившая на свои плечи в самое тяжёлое для всей республики время огромную ношу, по образованию — учитель русского языка и литературы. Она ещё и ещё раз доказала на деле, что чужих детей не бывает. 
Сегодня, в этот Международный день пропавших детей, хочу сказать:  я горд и счастлив, что знаком  с этой Великой женщиной. Я желаю ей и её семье крепкого здоровья, радости и счастья. И пусть золотое сердце Бирлант Касаевой будет биться ещё долгие, долгие годы!

P.s. Бирлант Касаева пять раз участвовала на передаче «Жди меня», где «передала» родителям и близким родственникам более 25 русскоязычных детей.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля