Мы сделали все, что смогли…

Вчера исполнилось ровно 37 лет со дня самой страшной аварии в истории человечества на Чернобыльской АЭС. Авария произошла 26 апреля 1986 года на четвёртом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, расположенной около города Припять. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших людей, так и по экономическому ущербу.

Потому и не удивительно, что жители города Припять узнали о взрыве на ЧАЭС и о начале эвакуации через 36 часов. 
Политбюро ЦК КПСС лишь через два дня после катастрофы (28 апреля) собралось на внеочередное заседание, где приняли решение «подготовить и опубликовать сообщение для печати об аварии». 29 апреля 1986 года в программе «Время» впервые прозвучала новость об аварии на ЧАЭС, причём новость была 20-й по счёту (видимо, были новости и поважнее данной катастрофы). О происходящем в Чернобыле граждане СССР узнали лишь 14 мая 1986 года. То есть, Горбачёв почти месяц не решался рассказать гражданам своей страны о происходящем. По словам руководителя, отвечавшего за ликвидацию последствий аварии Юрия Сараева, во многих воинских частях СССР, чтобы найти добровольцев поехать в Чернобыль, командиры обещали досрочную  демобилизацию. Именно так  ответственные за ликвидацию последствий аварии нашли «доброврольцев» для работы в зоне бедствия. Многие профессиональные атомщики, прибывшие к АЭС, с ужасом обнаружили, что солдаты неправильно пользуются обычными респираторами. «…мы выпускали их на крышу всего на 40 секунд, чтобы они не превысили дозу облучения, которая им допустима, давали сигнал —  они выходили.  
Над ликвидацией последствий аварии работали тысячи людей: пожарные, военные, строители, учёные…».
Сегодня в Дагестане проживает более 2 тыс. участников-ликвидаторов, из которых более 1600 стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и более 400 ликвидаторов уже нет в живых. Один из тех, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и житель села Нурадилово Мовлади Элисултанович Адылов. В канун Международного дня памяти о чернобыльской катастрофе я встретился с ним.
— Мовлади Элисултанович, расскажите немного о себе, когда и как Вы попали в Чернобыльскую зону?- Я родился 14 ноября 1956 года в Киргизии, куда в феврале 1944 года были депортированы мои родители. В 1960 году, по возвращению из мест депортации, мои родители обосновались в с. Дауд-отар (нынешнее с. Нурадилово). По окончании в 1975 году Нурадиловской средней школы я призвался в армию. Отслужив два года в Молдавской ССР (внутренние войска), я вернулся в родное село и стал работать в совхозе рабочим. Окончил (вечерний) строительный техникум и продолжал работать до 1987 года. 
— Как так получилось, что Вас отправили на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС? 
— Я не служил в химических войсках, но  был членом коммунистической партии. Как тогда было модно говорить: «Партия сказала: «Надо…». После предварительной беседы со мной и моего согласия, меня в феврале 1987 года отправили на сорокадневную учебку (химическая защита) в г. Майкоп. Через 40 дней уже отправили в Чернобыль. В начале я и мои товарищи охраняли склад с химической жидкостью для дезинфекции заражённых радиацией объектов. Заодно нас стали забирать на дезинфекцию деревьев и строений, находящихся поблизости от Чернобыльской АЭС. 
— На какой срок Вас забирали для этих работ?
— Это зависело от степени заражённости того или иного участка. Тех, кто работал на крышах зданий, отправляли  домой через месяц, а  нас отпустили  лишь через три месяца. Разумеется, мы все, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии, получили свою определённую дозу радиации, в том числе и я. Каждый из нас внёс свою лепту по ликвидации последствий этой чудовищной аварии. Мы сделали всё, что могли.
— Мовлади Элисултанович, какую помощь Вам оказывает государство, как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС? 
— Я получаю пенсию. Правда,  раньше каждый год давали путёвку в санатории Кавказских Минеральных вод, а с некоторых пор стали их выдачу урезали до одной путевки раз в три года. По моему желанию мне вместо лекарств дают деньги, потому что нужных лекарств в аптеках все равно не найдешь и их приходится брать за деньги.  
М. Адылов награждён «Орденом мужества», медалью «Участник ликвидации последствий на ЧАЭС», а также  Дипломом участника ликвидации последствий на ЧАЭС.
Мовлади с супругой Малхазни вырастил и воспитали четырёх сыновей. Все они обзавелись  семьями, воспитывают своих детей. Внуки и внучки часто навещают дедушку с бабушкой. 
Мы от души желаем здоровья, счастья, радости, мира, добра и благополучия Мовлади Адылову и всей его дружной семье!