Музей – храм материальной и духовной культуры

Июль, 2022 год. Чеченская Республика, Махкеты. Краеведческий музей. Директор  Сайд – Хьамзат  Нунуев, Народный писатель ЧР. Савдат Сулейманова директор Музея имени народного поэта ЧР Ахьмада Сулейманова (Алхазурово, Урус – Мартановский р- н) и ваш покорный слуга.
Моя давнишняя мечта побывать в гостях у педагога, писателя, политика, общественного деятеля не только известного на Северном Кавказе, но и в стране, даже за ее пределами – Сайд – Хамзата Нунуева — сбылась только этим летом.
А так наши пути — дороги часто соприкасались на различных творческих и общественных мероприятиях. Расставались мы всегда с одной надеждой, что в следующий раз обязательно встретимся в одном из красивейших уголков Чеченской Республике – Веденском районе. А конкретно в родовом селе Сайд- Хамзата – Махкеты.
И вот нам, как говорится, повезло. С единомышленниками по Ватсапу в группе «Нохчалла» мы выехали в Ведено. Природа, чистый воздух, исключительно добродушные и гостеприимные люди в каждом населенном пункте. Искренне благодарны им всем.
Рассказать о самом Музее, естественно, лучше директора С-Х. М. Нунуева нам никто и не сможет. Слово ему.
 — В 2021 году музей отметил свой 35-летний юбилей: решением исполкома Совета народных депутатов Веденского района в 1986 г. Музею было присвоено звание народного, а с февраля 1989 г. он является филиалом Чечено-Ингушского государственного краеведческого музея (ныне — Музей ЧР)
«Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину». Эти слова, сказанные основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом, можно применить относительно создания в горном селе Махкеты Веденского района Краеведческого музея, который поначалу был просто школьным музеем.Интересна история создания данного музея. В начале шестидесятых годов прошлого века во время пахоты на приусадебном участке ученик местной школы Я.Магаметхаджиев нашел кольчугу. Эту находку поместили в школьной учительской. Затем ее дополнили гербарии и минералы, собранные учащимися под руководством учительницы М.В. Маевской.В 1962 г. на педсовете было решено создать школьный краеведческий музей, который возглавил преподаватель истории А. Ш. Шахидов. К тому времени экспозицию музея дополнили археологические и нумизматические коллекции. Таким образом, случайная находка школьника, который не прошел мимо какой-то «железяки», стала первопричиной создания музея, в котором со временем будет собрано 827 единиц хранения, из которых 628 предметов основного фонда, а наиболее ценные (уникальные) археологические коллекции составят 188 единиц.
В гости сюда приезжают не только жители республики, но и сопредельных регионов СКФО, ЮФО и со всей России.
И каждому из них в отдельности и всем вместе писатель, поэт, историк, краевед Сайд – Хамзат Махмудович с большим энтузиазмом, интересно и доступно часами может рассказывать о своем народе, родовом селе, всей Республике.
Особняком в этом повествовании стоит понятие Нохчалла, которое ведет свое начало со времен пророка Нохи. И так послушаем его вместе.
— Понятие «нохчалла» включает в себя весь спектр моральных, нравственных, этических норм и законов, составляющих духовный менталитет вайнахов. Это — уникальный Кодекс Чести, путь, тарикат, если хотите.
Каждый истинный вайнах, воспитавшийся у себя на родине в традиционной семье, имеет прочные задатки рыцаря, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища.
Среди вайнахов еще не утеряны суровые законы предков. Когда-то эти законы были единственными, необходимыми условиями выживания. К примеру, в суровых условиях гор гость, не принятый в дом, вполне мог замерзнуть, потерять силы с голоду и усталости, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Поэтому принять, согреть, накормить и дать отдохнуть гостю — дело святое, просто необходимое. Свято соблюдать гостеприимство — значит, иметь нохчалла.

Грозный. Церемония переименования улицы Новаторов в честь Народного поэта ЧР –Ахмада Сулейманова.

Дороги и тропинки в горах узкие, часто проходят лентами вдоль обрывов и скал. Не быть взаимно вежливыми просто невозможно. Поскандалив или поспорив можно сорваться в пропасть. Быть вежливым или уступчивым — это нохчалла.В тяжелейших условиях безземелья, будучи запертым в горах, когда по степям и долинам рыскали воинственные кочевые племена и народы, необходима была коллективная взаимопомощь. По сути дела, на протяжении веков и тысячелетий горцы жили по законам военной демократии. Быть всегда готовым к взаимоподдержке и взаимовыручке — это нохчалла. Коллективная помощь соседу, односельчанину, называемая словом «белхи» — это нохчалла.
У людей, придерживающихся Нохчалла, чрезвычайно высока была цена слову. Слово истинного чеченца было и остается тверже всего. Ибо Слово — это и прощенная кровная месть, которую ни при каких условиях нельзя возобновлять.
Слово — это решение спора из-за долины или горы. Слово — это остановленная война, прощенная обида, восстановленная семья, измененный образ жизни. Иными словами, там, где общественная жизнь регламентировалась не государственными актами и силовыми структурами, не судебными постановлениями и административными мерами, все решалось крепким мужским Словом. Это Слово чаще всего было не менее прочно, чем клятва на Коране. Быть хозяином Слова и не отступать от него даже ценой жизни — это нохчалла.
Чеченцы и ингуши — реликтовые народы, обозримая история которых уходит вглубь многих тысячелетий, о чем мы уже говорили. С тех сказочно далеких времен вайнахи сумели сохранить свой язык, антропологические характеристики, генную и историческую память, благодаря стойкости, выносливости, соблюдению своих выпестованных обычаев и традиций. Чеченец-мужчина с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином, солдатом свободы. Самый древний вид приветствия вайнахов, который сохранен и сегодня, гласит — приходи свободным! Быть мужественным, готовым в любое время вступить в бой с врагом — это нохчалла. Быть свободным, независимым — это Нохчалла.

Вот такой интересной и захватывающей дух получилась наша очередная поездка по родному краю. И очень символично, что группа наша в соцсетях с легкой руки Бирлант Касаевой, педагога и общественного деятеля тоже называется «Нохчалла».
Тепло расставаясь,  в Ведено, мы договорились, что следующая встреча состоится в Ножайюрте.