В основе сюжета — реальная история любви сына имама Шамиля — Джамалутдина и русской девушки Лизы Олениной. Действие развивается на фоне военных событий первой половины XIX века.
Этот фильм основан на реальном эпизоде Кавказской войны. В 1839-м имам Шамиль отдал старшего сына русскому царю в аманаты — в заложники. Император Николай стал опекуном юного пленника. Джамалутдин учился в кадетском корпусе, стал офицером, влюбился в русскую девушку. Спустя много лет судьба снова привела его на Кавказ. Джамалутдину приходится выбирать между враждующими мирами, каждый из которых стал для него родным. Создатели фильма подчеркивают: это кино не про войну, а про человека, мечтавшего положить ей конец.
Шамиль Джафаров, генеральный продюсер фильма, автор идеи и сценария: «Молодой человек с Кавказа попадает в Россию, он пытается совместить в себе две культуры: которая дана ему при рождении в Дагестане и которую он обретает в России. Как это у него получается посредством любви, которую он встречает, посредством его товарищей и друзей. Мне кажется эта тема, она интереснее для современников, чем любая история про войну».
На творческой встрече съемочная группа вспоминала непростой процесс создания фильма. Картина снималась с перерывами в течение четырех лет, в том числе в Петербурге и Дагестане, на местах описываемых событий. Самые важные роли отведены молодым артистам. Амин Хуратов, сыгравший Джамалутдина, говорит, что справиться с ролью помогла внутренняя близость с героем.
«Я тоже живу в таком двойном мире, так как во мне течет и кровь адыгов, и кровь славянская. Поэтому я также глубоко переживаю те события, которые происходят и на моей малой родине, и в моей большой родине, и тоже пытаюсь в своей жизни эти два мира как-то соединить, совместить», — признался актер.
Актеры вспоминают, что больше всего хлопот доставила работа с историческим костюмом. В нем оказалось не так-то просто скакать на лошади и фехтовать. На съемочной площадке добивались максимальной аутентичности. Традиционный дагестанский свадебный наряд даже брали из местного краеведческого музея. Однако достоверность деталей не была самоцелью. Важнее всего было одушевить историю, сделать ее живой и близкой зрителю.
Антон Сиверс, режиссер: «Знаете, как в музее бывает — приходишь, и видишь веревочки на стульчиках: сюда нельзя сесть, сюда не трогай. И сразу это время отодвигается куда-то далеко-далеко безнадежно. И нужно невероятную энергию в музее… для меня лично всегда в таких музеях, как бы прогрызться в ощущение свое того времени. Вот также и здесь прогрызались».
Создатели картины отмечают, «Аманат» — это фильм о любви, и о заложнике большой истории, который бросил вызов своей судьбе.
https://smotrim.ru/article/2747799