В основе сюжета – реальная история любви сына имама Шамиля Джамалутдина и Лизы Олениной на фоне драматических событий военной истории России первой половины XIX века. Джамалутдин вошёл в историю как «великий заложник», и фильм – это попытка ответить на вопрос: заложник большой политики или большой любви. Исторический контекст заката Николаевской эпохи, на фоне которого разворачивается история о любви и предательстве, чести и долге, служении отчизне и верности данному слову станет ключевым для фильма.
«Аманат переводится как залог, как нечто ценное, отданное на сохранение. Наш фильм – это история людей, вся жизнь которых является залогом чести, любви, долга и следования выбранного ими пути», – поясняет необычное название генеральный продюсер и автор идеи Шамиль Джафаров.
История Джамалутдина – не самая известная глава российской истории. В 1839 году старший сын имама Дагестана и Чечни Шамиля в 9-летнем возрасте был выдан своим отцом в качестве аманата или заложника русскому правительству. Этот жест ознаменовал залог преданности имама России и должен был привести к перемирию между Российской Империей и Дагестаном. Но пока Джамалутдин под личным опекунством императора Николая I получал в Санкт–Петербурге образование в кадетском корпусе, его отец не сдавался и продолжал вооружённые нападения на русские войска на Кавказе с целью взять заложника настолько ценного, чтобы обменять его на своего сына. В 1855 году план удаётся осуществить. Поручик русской армии Джамалутдин, блестящий кадет, ценитель точных наук, хороший танцор и знаток четырёх языков, возвращается на родину в статусе наследника. И неожиданно для отца, имама Шамиля, в статусе миротворца. Образованный молодой человек мечтал, чтобы два его родных народа сложили наконец оружие и сделал для этого всё возможное. Отношения с отцом обострили и личные отношения Джамалутдина с русской девушкой, дочерью генерал-майора в отставке, Елизаветой Олениной. Их чувства были взаимны, и даже вдали друг от друга молодые люди обменивались нежными и подробными письмами, которые позже были опубликованы. Сам Николай I пообещал быть посаженным на свадьбе. Но ей не суждено было состояться. Мавзолей Джамалутдина в Карате сегодня является одной из главных достопримечательностей Ахвахского района Дагестана.
Но это всё – сухие исторические факты. Кинокартина «Аманат» – полное жизни и страстей красочное полотно с видами царственного Петербурга и величественного Кавказа. Это актуальное кино о поиске себя и о преданности тому, во что веришь, сыгранное яркими молодыми актёрами и звёздными мастерами.
«Все беды когда–нибудь заканчиваются. Самое главное, что есть у людей – это они сами. Если внутри себя эти люди несут свет, любовь и надежду, рано или поздно они справятся со всеми бедами. Рано или поздно они победят», – передаёт основное послание фильма режиссёр Рауф Кубаев.
Для такого проекта актёрский состав – ключ к успеху. А показать на экране никем не исполненный раньше образ – это большая честь и такая же ответственность. В результате долгого кастинга были найдены исполнители главных ролей: Джамалутдина сыграл петербургский артист Амин Хуратов, а роль нежной Елизаветы Олениной досталась Варваре Комаровой. В пылу съёмок Амин шутил, что внешне он совершенно не похож на прототип своего героя. А журналисты от себя добавляли: молодой актёр намного красивее и эффектнее того портрета из Википедии. Но главное было передать его характер, его дух и ту непостижимую многими драму, когда сердце разрывается между двумя культурами и никак не может их примирить.