Культура военного

С первых дней войны произведения искусства, литературы, музыки стали важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Творческие силы Дагестана всеми возможными способами помогали Родине приблизиться к победе, учреждения культуры перестроили деятельность в соответствии с задачами военного времени. 
«Многих деятелей культуры призвали в ряды Красной Армии, а те, кто остался в республике, преданно служили на культурном фронте, не покладая рук работая над созданием нового, антифашистского репертуара, патриотических произведений литературы и изобразительного искусства, – рассказывает министр культуры РД Зарема Бутаева. – К середине 1941 года половина учреждений культуры была вынуждена закрыться: значительная часть работников ушла на фронт или в партизанские отряды. Однако, несмотря на трудности военного времени, значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев. Их работа была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства. А многие учреждения стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

С самого начала войны сводки Совинформбюро широко использовались клубами и библиотеками для разъяснительной работы. Культработники шли в цеха, в поле, на фермы, писали письма на фронт за малограмотных, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести. Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору тёплых вещей для фронтовиков, устраивали так называемые посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов.

Военные условия требовали создания мобильных концертных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. И учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу.

«Я заставил перо говорить»

В годы войны культура развивается, естественно, и в военной тематике. Не было ни одного жанра, в котором так или иначе не отразились бы переживания или события военных лет. Писатели Дагестана тоже создали десятки произведений о Родине, Красной Армии, самоотверженности и героической борьбе с иноземными захватчиками.

К середине 1942 года более 20 писателей республики сражались на фронтах Отечественной войны. Это лакец Э. Капиев, аварец Р. Динмагомедов, таты М. Бахшиев и Х. Авашалумов, кумыки А. Салаватов и А.В. Сулейманов, даргинец С. Абдуллаев, лезгин К. Меджидов, русский Н. Власов, табасаранец М. Митаров и др. Оставшиеся в тылу вносили вклад в Победу своими произведениями, проникнутыми высоким патриотизмом, ненавистью к фашистским захватчикам. 

«С начала войны я заставил своё перо говорить, – писал Г. Цадаса. – Я хотел, чтобы мои стихи стали набатом, горячим призывом на защиту Родины и наших завоеваний». По его инициативе была организованно «письмо-газета» для фронтовиков, через которую Дагестан держал связь со своими воинами. В ответных письмах бойцы сообщали о своих подвигах.

http://dagpravda.ru/obshestvo/kultura-voennogo-vremeni/

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля