Медведев: законодательство России в плане ковидных ограничений остается весьма либеральным.

Вакцинация от коронавируса не включена в национальный календарь прививок, не установлена уголовная или административная ответственность за неисполнение гражданами обязанности по иммунизации, отметил замглавы Совбеза.
Российское законодательство в плане регламентирования коронавирусных ограничений и ответственности за их нарушение остается очень либеральным. Такое мнение высказал замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев в своей статье «Шесть уроков одной пандемии», опубликованной в «Российской газете».
«Спутник V», «Эпиваккорона», «Ковивак», «Спутник Лайт».
«Пока законодательство в этой сфере остается в нашей стране весьма либеральным», — отметил он.
Медведев констатировал, что все страны применительно к обязательной вакцинации разделились на три группы: на те, где введена обязательная вакцинация; на те, где введена обязательная вакцинация для отдельных категорий граждан; а также на те, где вакцинация остается сугубо добровольной. Россия попала во вторую категорию. «При этом у нас используются правоограничительные меры в отношении невакцинированных лиц, которые состоят в возможности введения запрета на выезд в другие страны, возможности отказа в приеме в образовательные организации и учреждения здравоохранения, возможности отстранения от работы или отказа в приеме на работу, — подчеркнул он. — Вакцинация от коронавируса не включена пока в общий национальный календарь прививок. Не установлена также и уголовная или административная ответственность за неисполнение гражданами обязанности по вакцинации».
В противовес этому, отмечает Медведев в статье, в целом ряде стран, в частности в Таджикистане, Туркменистане, Индонезии, Фиджи, Саудовской Аравии и, с известными оговорками, Италии, и некоторых других государствах введена обязательная вакцинация. В тех же США вводится обязательная вакцинация и обязательное тестирование в организациях со штатом более ста человек. В Европе в ряде государств установлены очень высокие штрафы за отказ вакцинироваться, в Италии — не только штрафы, но и иные меры административного принуждения, а во Франции — даже уголовная ответственность.
«Законность применения обязательной модели вакцинации была подтверждена Европейским судом по правам человека в принятом 08.04.2021 решении по делу «Вавржичка и другие против Чешской Республики», — напомнил Медведев, подчеркнув, что «этим решением были признаны правомерными такие меры принуждения к обязательной вакцинации, как административный штраф и прекращение допуска непривитого ребенка в детский сад, а сама вакцинация признана обязательной и необходимой в демократическом обществе». «В экстренной ситуации ЕСПЧ выступил без типичной для него риторики, фактически принуждая конкретных лиц вакцинироваться. Ведь, когда речь идет о жизни и здоровье миллионов людей, политические игры и злоупотребление своими правами должны быть прекращены», — заключил политик.
Об ограничении базовых свобод
Ради благой цели спасения миллионов человеческих жизней можно ограничивать базовые свободы тысяч людей, хотя пользоваться такой возможностью не обязательно, считает зампред Совета безопасности.
«Конечно же, ради спасения миллионов свободу десятков и даже тысяч ограничивать можно. Так не раз происходило в ходе войн, при террористических угрозах, во время эпидемий. Но «можно» не означает «обязательно», — написал Медведев в статье.
Он особо отметил тот факт, что хотя некоторые страны фактически заставляют своих граждан вакцинироваться, Россия таким путем не пошла: вакцинация в стране является в целом добровольной, хотя постановления об обязательной вакцинации отдельных категорий граждан к концу октября были приняты во всех регионах России. При этом он признал, что дискуссии на тему тотальной обязательной вакцинации продолжаются не только в целом в обществе, но и на экспертном уровне.
Тем не менее замглавы СБ РФ задался вопросами, насколько критична угроза, которую породил коронавирус, нужна ли сейчас всеобщая вакцинация как предупредительная мера против новых вспышек пандемии, насколько личные интересы граждан могут идти вразрез с интересами общества и противоречить нормам безопасности других людей, имеет ли государство право принуждать граждан к обязательной вакцинации? По его мнению, вопросы эти неоднозначны с точки зрения морали, хотя с самого начала пандемии во всех государствах идет просветительская работа.
«Гражданам объясняют и доказывают, что для общего блага иногда бывает необходимо поступиться личными интересами, удобством или даже базовыми правами, например на свободное передвижение. Что лечиться нужно независимо от того, хочешь ты этого или нет, поскольку есть большой риск заразить окружающих. Что все карантинные предписания властей исполнять обязательно. Равно как и вакцинироваться, если входишь в группу повышенного риска дальнейшего распространения вируса. В ответ слышатся вполне предсказуемые обвинения в «прививочном авторитаризме» и «нарушении прав человека», — отметил Медведев.
Вопрос о том, всегда ли такое принуждение оправданно, по его оценке, спорный и сложный. «С одной стороны, права человека — ценность незыблемая. С другой — есть граждане, которые напрямую взаимодействуют с вирусом или контактируют с огромным количеством людей, работают в медицинской и образовательной сфере, на предприятиях общественного питания, в государственных учреждениях, где всегда многолюдно. Их заражение ставит под угрозу здоровье и жизни остальных людей, нарушает чужие права. Важно найти необходимый баланс», — подчеркнул политик.
Об ответственности за фейки в пандемию
Введение ответственности за фейки и провокации в пандемию не стоит считать цензурой, в таких условиях каждое неосторожное слово может стать триггером для общественного напряжения и даже преступлений, заявил зампредседателя Совета безопасности.
Он обратил внимание на то, что на фоне пандемии и связанных с ней фейков странам потребовались новые подходы к сбору и обработке достоверной и всеобъемлющей статистики, к просветительским и информационным проектам, рассчитанным на массовую аудиторию. В России и других государствах были также приняты законы, которые «вводили серьезные меры ответственности за распространение недостоверной и провокационной информации», отметил замглавы СБ РФ.
«Не стоит считать это ограничением свободы слова или цензурой. Речь — о заведомо ложных (умышленно распространяемых) сведениях в условиях, когда каждое неосторожное слово способно вызвать критически опасный резонанс, стать триггером общественного напряжения и даже преступлений», — сказал он.
Медведев пояснил, что странам, кроме борьбы с самим вирусом, пришлось противостоять и «мощным информационным атакам, потоку новостей, способных посеять в обществе панику и хаос». «По различным оценкам, к разряду фейков относится почти пятая часть всей информации о COVID-19. И это еще оптимистические оценки», — констатировал политик. «Многие государства столкнулись с попытками манипулировать общественным мнением, дестабилизировать и без того непростую обстановку», — добавил он.
О безответственном поведении
Негативное отношение к необходимости вакцинироваться от ковида является безответственным и асоциальным поведением и может привести к тяжелым последствиям, отметил Медведев.
«Отношение к вакцинации стало формироваться под воздействием невежественной антивакцинной пропаганды. Она велась и ведется на основе противоречивых и недостоверных фактов, граничащих в ряде случаев с умышленными противоправными действиями, представляющих явную угрозу общественной безопасности», — считает Медведев. По его мнению, «именно поэтому наша страна сталкивается с такими трудностями при проведении вакцинации». «Если мы не найдем способов убедить людей в безответственности, даже, скажем прямо, асоциальности такого поведения, нас ждут еще более тяжелые времена», — предостерег он.
Замглавы СБ РФ напомнил, что вакцинация впервые появилась в стране на основании указа Екатерины II об обязательной вакцинации (вариоляции) против оспы, изданного в 1796 году. Это был способ, изобретенный еще в Древнем Китае. Медведев также указал на то, что в Советском Союзе был создан профилактический календарь прививок и проводилась обязательная вакцинация против оспы, сыпного тифа, малярии, туберкулеза, полиомиелита. Однако эта система была разрушена вместе с исчезновением СССР.
Политик подчеркнул, что есть много способов для того, чтобы преодолеть пессимизм и скепсис, развеять опасения людей, так как возражения антипрививочников сводятся в основном к тому, что вакцины против коронавируса — препараты новые и пока плохо изучены, сделаны в ускоренном режиме, имеют ряд побочных эффектов, а главное, что многих пугает: после прививок все равно сохраняется риск заболеть.
«Эксперты уже не раз давали на такие претензии аргументированные и подробные ответы, разъясняли, что все вакцины прошли полный цикл процедур сертификации, некоторые этапы исследований шли параллельно и одновременно — в условиях эпидемии это нормальная практика. Побочные эффекты вакцинирования известны и описаны в специальной литературе. Выделены группы пациентов, которым прививаться нежелательно, но важнее всего то, что вакцинированные люди если и болеют, то без тяжелых последствий. Это, кроме прочего, позволяет снизить нагрузку на медицинские учреждения, больше внимания уделять пациентам с другими болезнями, вести плановое лечение и операции», — изложил свои аргументы Медведев.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля